Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 2 февраля 2016 г. N 34м/36м/16
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова, А.В. Хохольских,
в присутствии представителей:
- заказчика - МКУ "Управление строительства города Липецка": Федорова С.В. (доверенность б/н от 10.11.2015);
- ООО "Премьера": Евстегнеева Р.А. (доверенность б/н от 21.07.2015),
рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест" и ООО "Премьера" на положения документации об аукционе в электронной форме на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта "Жилое здание N1 по ул. Осипенко в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111315000252),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 26.01.2016 и 27.01.2016 поступили жалобы ООО "Стройинвест" и ООО "Премьера" на положения документации об аукционе в электронной форме на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта "Жилое здание N1 по ул. Осипенко в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111315000252) (далее - электронный аукцион).
Жалобы подготовлены в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и поданы в установленный Законом о контрактной системе срок. В связи с этим жалобы были приняты Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалобы и сведения о времени и месте их рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
В адрес заказчика и заявителей были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
ООО "Стройинвест", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своего представителя не направило.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
1. В своей жалобе ООО "Стройинвест" указывает, что заказчик в аукционной документации не установлены требования энергетической эффективности товаров в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221. Также, заказчиком, в нарушение Закона о контрактной системе в конкурсной документации не указал источник финансирования закупки. Кроме того, предусмотренные в аукционной документации антидемпинговые меры установлены заказчиком в нарушение ст. 37 Закона о контрактной системе.
2. В своей жалобе ООО "Премьера" указывает, что указывает, что аукционная документация, в нарушение требований ч.5 ст.31, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, не содержит дополнительных требований к участникам закупки, в частности, к наличию опыта, связанного с предметом рассматриваемой закупки, установленных Постановлением Правительства N99 от 04.02.2015.
Представитель заказчика с доводами жалобы ООО "Стройинвест" по факту не установления требований энергетической эффективности к товарам, а также не указания в аукционной документации источника финансирования не согласен, считает их необоснованными. По доводу жалобы об установлении в аукционной документации антидемпинговых мер с нарушением заказчиком ст. 37 Закона о контрактной системе представитель заказчика согласился.
С доводами жалобы ООО "Премьера" представитель заказчика полностью согласился.
Рассмотрев жалобы и приложенные к ним материалы, другие документы (копии), представленные заказчиком и выслушав мнение представителя заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом начальника МКУ "Управление строительства г. Липецка" от 30.12.2015 N 216 принято решение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта "Жилое здание N1 по ул. Осипенко в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111315000252), а также утвержден состав аукционной комиссии.
Документация об аукционе в электронной форме на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта "Жилое здание N1 по ул. Осипенко в г. Липецке" и извещение N 0346300111315000252 размещены 12.01.2016 на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Объектом закупки является выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта "Жилое здание N1 по ул. Осипенко в г. Липецке".
1. Рассмотрев довод ООО "Стройинвест" о том, что заказчиком в конкурсной документации не установлены требования энергетической эффективности товаров в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным ввиду следующего:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 утверждены "Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Правила).
Данные Правила содержат Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности.
В Техническом задании аукционной документации заказчиком установлены требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что указанные в Техническом задании товары не входят в Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности.
2. Довод жалобы ООО "Стройинвест" о том, что заказчик, в нарушение Закона о контрактной системе в конкурсной документации не указал источник финансирования закупки, не нашел своего подтверждения ввиду следующего:
В силу п. 1 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Заказчиком на рассмотрение жалобы представлено извещение о проведении открытого конкурса, проанализировав которое Комиссией Липецкого УФАС России было установлено, что в извещении в графе источник финансирования указан бюджет города Липецка. Таким образом, заказчиком исполнено требование Закона о контрактной системе об указании в извещении о проведении открытого конкурса источника финансирования.
3. Рассмотрев довод заявителя - ООО "Стройинвест" о том, что предусмотренные в аукционной документации антидемпинговые меры установлены заказчиком в нарушение ст. 37 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России было установлено следующее:
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 17.4 аукционной документации установлено, что в случае предложения цены контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, победитель аукциона при подписании контракта обязан представить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информацию, подтверждающую добросовестность победителя аукциона в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона и обеспечение исполнения контракта.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме начальная (максимальная) цена контракта составляет 33 539 595 (тридцать три миллиона пятьсот тридцать девять тысяч пятьсот девяносто пять) рублей 40 копеек.
Таким образом, ввиду того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей, то подлежит применению ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе. Однако, заказчиком, в нарушение ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, предусмотрена возможность предоставления участниками закупки информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, довод жалобы в части нарушения заказчиком требований ст. 37 Закона о контрактной системе является обоснованным.
4. Рассмотрев довод ООО "Премьера" о том, что аукционная документация, в нарушение требований ч.5 ст.31, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, не содержит дополнительных требований к участникам закупки, в частности, к наличию опыта, связанного с предметом рассматриваемой закупки, установленных Постановлением Правительства N99 от 04.02.2015, Комиссия Липецкого УФАС России считает его обоснованным ввиду следующего:
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
На основании вышеуказанной нормы закона, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ и услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Приложением N1 к данному Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 предусмотрено, что в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в данном случае являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Как установлено, выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта "Жилое здание N1 по ул. Осипенко в г. Липецке" отнесены к коду 41.20.30.000 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, а начальная (максимальная) цена контракта составляет - 33539595.40 руб. Таким образом, на данную закупку распространяются требования Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что заказчиком, в нарушение требований ч. 3 ст. 64, ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки: о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. И, соответственно, не были установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки следующих документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям: "Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на положения документации об аукционе в электронной форме на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта "Жилое здание N1 по ул. Осипенко в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111315000252) обоснованной в части нарушения заказчиком ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
2. Признать жалобу ООО "Премьера" на положения документации об аукционе в электронной форме на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта "Жилое здание N1 по ул. Осипенко в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111315000252) обоснованной.
3. Признать в действиях заказчика - МКУ "Управление строительства города Липецка" нарушения ч. 5 ст. 31, ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
____________ А.В. Хохольских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 2 февраля 2016 г. N 34м/36м/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2016