Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 апреля 2015 г. N 07-24-3650/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
при участии представителей сторон:
отФедерального казенного учреждения "Войсковая часть 14258":Гричук И.В.,
отООО "СК Триумф": Муравьева О.В.,
рассмотрев жалобуООО "СК Триумф" на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - Аукционнаякомиссия) Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 14258" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведенияОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона:"Выполнение работ по текущему ремонту мужского туалета и кровли на объекте ФКУ Войсковая часть 14258" (закупка N 0873100005615000004http://zakupki.gov.ru/epz/order/printForm/view.html?pr intFormId=5731091на официальном сайте Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального законаот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссиипри проведении Оператором электронной площадкиАукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю, подавшему заявку на участие в Аукционе с порядковым N 34,в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчикас доводом Заявителя несогласилсяи сообщил, что при осуществлениизакупкиАукционная комиссия действовала в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукционаразмещено на официальном сайте- 08.03.2015, в редакции, действующей на дату рассмотрения жалобы, - 10.03.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 838 430,00руб.;
3) заявок на участие в закупке участниками закупки подано - 11;
4) участников закупки к участию в закупке допущено - 1;
5) дата проведения Аукциона - 30.03.2015;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "Премьер-Строй" с предложением цены контракта 6 770 045,70 руб.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или оботказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 указанной статьи.
На основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаенепредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе,отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в подпункте 24 пункта 7 технической части документации об Аукционе установил следующее описание товара - "стальной распорный клиновый анкер", который используется при выполнении работ: "Структура материала нержавеющая кислостойкая сталь 10Х17Н13М2Т ГОСТ 59-75 (или эквивалент), типа А4 AISI 316. Принцип работы контролируемое расклинивание в отверстии при затяжке гайки с установленным моментом затяжки. Размер анкера М16. Длина анкера не менее 220 мм.".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 26.03.2015,участнику закупки, подавшему заявкуспорядковым N 34 отказанов допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:"Комиссия установила, что в отношении позиции 24. "Стальной распорный клиновой анкер" указаны не конкретные показатели марки стали. Заявленные участником марки стали имеют разные химические составы и механические свойства несоответствующие требованиям указанным в документации об электронном аукционе".
Заявка с защищенным N 34 содержит следующее предложение в отношении данной позиции технической части документации об Аукционе: "Структура материала нержавеющая кислостойкая сталь 10Х17Н13М2Т ГОСТ 59-75, (А4 AISI 316). Принцип работы контролируемое расклинивание в отверстии при затяжке гайки с установленным моментом затяжки. Размер анкера М16. Длина анкера 220 мм.".
Заказчиком не представлено подтверждение несоответствия показателей, содержащихся в первой части заявки на участие в Аукционе спорядковым N 34, требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе.
Документация об Аукционе не содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе позволяющую заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе, в том числе в отношении товара "стальной распорный клиновый анкер", предложив показатели товаров, используемых при выполнении работ, соответствующие установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, не содержащей надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом указанного, отказ в допуске к участию в Аукционе участнику Аукциона, подавшему заявку с порядковыми N 34 по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 26.03.2015 неправомерен.
По аналогичным основаниям Аукционной комиссией отказано в допуске к участию в Аукционе участникам Аукциона, подавшим заявки с порядковыми N 32, 33, 35, 37, 39.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 26.03.2015, участнику закупки, подавшему заявку с порядковым N 40 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "в отношении позиции 16. "Средство для комплексной защиты древесины от горения, воспламенения, распространения пламени, гниения, плесени, синевы и насекомых" участником аукциона предложен материал, который не в полном объеме соответствует требованиям указанным в документации об электронном, а именно данный материал не удовлетворяет следующим требованиям: - Средний срок биозащиты - 20 лет (под кровлей);- Эффективно по отношению к плесневым и окрашивающим грибам ГОСТ 30704 разд, .4, ГОСТ 30028.4.Таким образом материал предложенный участником не является биозащитным, что не соответствует требованиям указанным в документации об электронном аукционе".
Заказчик в подпункте 24 пункта 7 технической части документации об Аукционе установил следующее описание товара - "Средство для комплексной защиты древесины от горения, воспламенения, распространения пламени, гниения, плесени, синевы и насекомых", который используется при выполнении работ: "Группа огнезащитной эффективности по НПБ 251-98, ГОСТ 16363 не менее I (высшая). Средний срок биозащиты не менее 20 лет (под кровлей). Эффективно по отношению к плесневым и окрашивающим грибам ГОСТ 30704 разд, .4, ГОСТ 30028.4. Проникаемость в древесину (пропиточный коэффициент по поглощению, не менее) не менее 0,6. Коррозионная агрессивность не менее 4 г/м2.сут.".
Заявка с порядковым N 40 содержит следующее предложение в отношении данной позиции технической части документации об Аукционе: "Средство для комплексной защиты древесины от горения, воспламенения, распространения пламени, гниения, плесени, синевы и насекомых. Огнезащитный лак "ЩИТ-1". Группа огнезащитной эффективности по НПБ 251-98, ГОСТ 16363 I (высшая). Средний срок биозащиты 20 лет (под кровлей). Эффективно по отношению к плесневым и окрашивающим грибам ГОСТ 30704 разд, .4, ГОСТ 30028.4. Проникаемость в древесину (пропиточный коэффициент по поглощению, 0,6. Коррозионная агрессивность 4 г/м2.сут.".
Заказчиком не представлено подтверждение, чтоматериал, предложенный участником в первой части заявки на участие в Аукционе спорядковым N 40, не является биозащитным и соответственно не удовлетворяеттребованиям документации об Аукционе.
По аналогичным основаниям Аукционной комиссией отказано в допуске к участию в Аукционе участнику Аукциона, подавшему заявкус порядковым N 41.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отказа участникам Аукциона в допуске к участию в Аукционе. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии спунктом2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки должны использоваться стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Втехническогочасти документации об АукционеЗаказчик установил требования о соответствии товаров ТУ, к примеру, впункте 48 "профиль маячковый" установлено требование о соответствииТУ 1121-004-04001508-2003.Вместе с тем, технические условия являются собственностью их разработчика или лица, заказавшего их разработку, являются объектом авторского права и могут приобрести статус общедоступного источника информации только в результате соответствующих действий указанных лиц, факт осуществления которых вЗаказчиком не подтвержден.При этом текст указанных ТУ, в том числе
ТУ 1121-004-04001508-2003, в составе документации об Аукционе не размещен. В связи с чем, такие требования к товарам, работам, услугамвлекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также, к примеру, в пункте 40 технической части документации об Аукционе Заказчик установил требование к товару "Сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева жил, МОм/км, на напряжение 0,66 не менее 0,005", при этом не указаны единицы измерения для напряжения.
Кроме того, в технической части документации об Аукционе присутствуют следующие требования: "Цвет плитки, рисунок и способ укладки согласовываются с Заказчиком", свидетельствующие о том, что Заказчиком не установлены в документации об Аукционе все функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, имеющие значение для Заказчика, и по которым Заказчик будет определять соответствие товара, работы, услуги своим нуждам.
Помимо указанного, в пункте 24 технической части документации об Аукционе Заказчик установил требование о соответствии товара не существующему ГОСТ 59-75.
Также в технической части документации об Аукционе Заказчик использовал нестандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, неустановленных техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Так к примеру, в пункте 58 технического части документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "плитка керамогранитная для пола": "Водопоглощение - EN 99 ISO PROJECT 10545/3 - < 3 %> 0,5 %.", "Удельный вес - DIN 51057. Вес единицы объема - DIN 51065".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей описание объекта закупки не соответствующее требованиям Закона о контрактной системе. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Исчерпывающий перечень информации, которая должна быть в первой части заявки на участие в электронном аукционе установлен частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В пункте 3.2.3 документации об Аукционе Заказчиком установлено требование, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Требование о предоставлении такой информации в первой части заявки на участие в электронном аукционе не предусмотрено частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей требования к содержанию и составу заявки, не предусмотренные Законом о контрактной системе. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 5статьи 63 Закона о контрактной системе,извещении о проведении электронного аукционадолжно содержать информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 3 технической части и в пункте 8 информационной карты документации об Аукционе, а также в извещении о проведении Аукциона, сформированном посредством функционала официального сайта, Заказчик указал, что срок проведения работ - с момента заключения контракта до 01.06.2015.
Вместе с тем, в пункте 13.2 проекта контракта документации об Аукционе Заказчик указал, что услуги, являющиеся предметом контракта, должны быть выполнены до 01.08.2015.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, не содержащей однозначно установленного срока завершения работы. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частями 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, размеры штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчикомобязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденнымипостановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Проект контракта документации об Аукционе не содержит размеров штрафов, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком частей 5, 7 и 8 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, не содержащей в проекте контракта ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующей Правилам. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В извещении о проведении Аукциона, сформированном посредством функционала официального сайта, Заказчик указал размер обеспечения исполнения контракта - 2 051 529,00 рублей.
Вместе с тем, в пункте 12.4 проекта контракта документации об Аукционе Заказчик указал: "Размер обеспечения исполнения Государственного контракта определяется в размере 15 % процентов от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, с учетом с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и составляет (прописью) рублей копеек".
С учетом начальной (максимальной) цены контракта в размере 6 838 430,00 рублей размер обеспечения исполнения контракта предусмотренный проектом контракта документации об Аукционе составляет 1 025 764 рубля 50 копеек.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, не содержащей однозначно установленного размера обеспечения исполнения контракта. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Вместе с тем, разъяснениями положений документации об Аукционе, размещенными на официальном сайте 13.03.2015 Заказчик устанавливает, что пункты 13.2 и 12.4 проекта контракта документации об Аукционе в части срока выполнения работ и размера обеспечения исполнения контракта считать недействительными.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в части изменения сути документации об Аукционе разъяснениями положений такой документации. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенногои руководствуясь частью 1 статьи 2, частью8 статьи 106, пунктом 1 части 15статьи 106, частью1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Триумф" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушениячастей 5, 7 и 8 статьи 34, пунктов 1, 2 и 8части 1 статьи 64, части 1 статьи 64,части 5 статьи 65,части 6 статьи 66Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадкине выдаватьпоскольку выдано ранее по делу N 07-24-3464/15.
5. Материалы дела N 07-24-3650/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушенияхне передавать, поскольку переданы ранее по делу N 07-24-3464/15.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцевс даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 апреля 2015 г. N 07-24-3650/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2016