Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 марта 2016 г. N 07-24-1664эп/16
Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса: "Реализация программы по безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения" (номер извещенияhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/printForm/view.html?printFormId= 5731091 0348100006016000009 на официальном сайте Российской Федерации - zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в проекте контракта условия, необходимые при казначейском сопровождении контракта.
Представители Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 15.03.2016 на 16.03.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте - 18.02.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 152 757 498,17 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.03.2016;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе - 10.03.2016;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 14.03.2016;
7) к участию в Конкурсе допущено 5 заявок участников закупки;
8) победителем Конкурса признано ООО "С-ДСУ 111" с ценой контракта 150 871 603,00 рубля.
1. Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию предусмотренную 1-13 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 17 Постановление Правительства Российской Федерацииот 04.02.2016 N 70 "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" (далее - Постановление N 70)Государственный заказчик включает в государственные контракты, указанные в пункте 16 настоящих Правил, в дополнение к условиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил, следующие условия: а) о получении государственным заказчиком сведений об исполнителях (соисполнителях), привлекаемых для исполнения контрактов, договоров в рамках обязательств по государственному контракту (контракту, договору), для представления их в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил; б) об указании в контрактах (договорах), заключаемых исполнителями (соисполнителями) в рамках исполнения государственного контракта (контракта, договора), обязанности открытия исполнителям (соисполнителям) лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства.
Согласно пункту 16 Постановление N 70 казначейскому сопровождению подлежат государственные контракты (контракты, договоры), указанные в пунктах 3 - 6 части 2 статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон 359-ФЗ), если условиями таких государственных контрактов (контрактов, договоров) предусмотрены авансовые платежи, и государственные контракты (контракты, договоры) об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи.
Пунктом 7 Постановления N 70 предусмотрено, что при казначейском сопровождении в государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) включают условия, установленные в подпунктах "а" - "г" пункта 7 Постановления N 70.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса и Конкурсной документацией объектом закупки является выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения с начальной максимальной ценой контракта 152 757 498,17 рублей.
Пунктом 4.3 Проекта контракт Конкурсной документации предусмотрен авансовый платеж в размере 25 процентов суммы Контракта.
При этом, обязательные условия, предусмотренные частью 17 Постановления N 70 в проекте государственного контракта отсутствуют.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта обязательные требования, предусмотренные Постановлением N 70, нарушают пункт 8 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закон о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - значимость критерия 60 %;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 20 %;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 20%.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель - "качество работ".
В качестве показателя "качество работ" рассматриваются и оцениваются "разработанный участником закупки проект производства работ по разделам":
1. Раздел "Строительный генеральный план".
2. Раздел "Пояснительная записка. Календарный график производства подрядных работ".
3. Раздел "Организация и технология выполнения работ".
4. Раздел "Качество и приемка работ".
5. Раздел "Техника безопасности, охрана труда и окружающей среды".
Кроме того, по показателю "Качество работ" установлено, что "шкала предельных величин значимости показателя "Качество работ" представлена в Таблице N1 настоящего пункта конкурсной документации. Предлагаемый участником закупки проект производства работ должен соответствовать условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях (Приложение N2 к Конкурсной документации), в Техническом задании (Приложение N5 к Конкурсной документации), а также требованиям нормативно-технической документации согласно Приложению N3 к Конкурсной документации, требованиям Регламента оценки качества и приемки дорожных работ (Приложение N9 к Конкурсной документации), Своду правил СП 48.13330.2011 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства".
В таблице N 1 Конкурсной документации по показателю "Качество работ" Заказчиком установлены требования к сведениям, представляемым в заявках на участие в Конкурсе, в том числе: "строительный генеральный план" и "организация и технология выполнения работ". При этом, в сведениях, представляемых в составе заявки в части генерального плана должно быть указано, в том числе "расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей, питьевых установок и мест отдыха", а для сведений по организации и технологии выполнения работ требуется представить технологические карты на отдельные виды работ.
Вместе с тем, участник закупки на момент подачи заявки не располагает указанными сведениями с привязкой к объекту для получения максимального балла по критерию.
В соответствии с Конкурсной документацией объектом закупки является выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.
В техническом задании Конкурсной документации Заказчик установил требование к выполняемым работам по контракту.
Так, в техническом задании Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие работы:
1. Приобретение (изготовление) и установка пешеходного ограждения.
2. Приобретение (изготовление) и установка двухстороннего металлического ограждения (по оси проезжей части).
3. Приобретение (изготовление) и установка одностороннего металлического ограждения (по оси проезжей части).
4. Приобретение (изготовление) и установка направляющих устройств (щитки на осевом дорожном ограждении).
5. Комплексное обустройство пешеходных переходов.
6. Приобретение (изготовление) и установка светофорных объектов на пересечениях и примыканиях дорог.
Комиссия, изучив Конкурсную документацию, установила, что сведения, подлежащие оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" осуществляются при выполнении работ по контракту, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, Заказчиком неправомерно установлены условия оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия установила, что действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают соответственно пункты 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 10.03.2016 N ПВК1 на участие в Конкурсе подано 5 заявок, в том числе от участников закупки ООО "Точинвест Установка" и ЗАО "Фирма Новострой".
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
По показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" рассматриваются и оцениваются "копии государственных контрактов, договоров подряда на работы сопоставимого характера и объема, а именно: работы по устройству защитных ограждений, установке дорожных знаков, указателей дорожных маршрутов и аналогичные работы (Код классификатора ОКПД 45.23.12.160) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, в качестве генерального подрядчика и/или субподрядчика, а также оформленных надлежащим образом актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)" за последние три года.
При этом, стоимость контрактов должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, установленной в Конкурсной документации.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили письменное пояснение, в соответствии с которым Заказчиком под сопоставимым характером понимается опыт участников по выполнению работ по обустройству дорог общего пользование с установкой металлического ограждения и в этой связи Конкурсная комиссия при оценке заявок участников закупки ООО "Точинвест Установка" и ЗАО "Фирма Новострой" по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объем" выставила 0 баллов.
Комиссия, рассмотрев представленные на заседании Комиссии заявки участников закупки ООО "Точинвест Установка" и ЗАО "Фирма Новострой", установила следующее: в заявке ООО "Точнивест Установка" содержится копия государственного контракта от 29.07.2014 N 84/14-СД с ценой контракта 44 352 000,00 рублей, в соответствии с которым выполнены работы по обустройству дорог общего пользование с установкой тросового ограждения; в заявке ЗАО "Фирма Новострой" содержится копия государственного контракта от 25.09.2012 N 251 с ценой контракта 125 623 815,00 рублей, в соответствии с которым выполнены работы по реконструкции мостового перехода с установкой тросового ограждения.
Следовательно, Конкурсной комиссией осуществление оценки и сопоставления заявок произведено не в соответствии с порядком оценки заявок, установленным Конкурсной документацией по показателю "опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", что нарушает часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 статьи 42, пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 16.03.2016 N 07-24-1664эп/16 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 марта 2016 г. N 07-24-1664эп/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016