Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 2 марта 2016 г. N 07-24-1263эп/16
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Войсковой части 3111 (далее - Заказчик) при проведении ГУП "Агентство по государственному заказу РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту инженерных сетей и санузлов казарм N1,2 войсковой части 3186" (номер извещения 0348100069516000002 на официальном сайте Российской Федерации - zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие условия исполнения контракта, а также дополнительные требования к участникам закупки согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Представители Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 01.03.2016 на 02.03.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 09.02.2016;
2) начальная максимальная цена контракта - 31 959 229,74 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок - 25.02.2016;
4) на участие в Аукционе подана 31 заявка от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущена 31 заявка участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 03.03.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО "СИСТЭК" с минимальным предложением о цене контракта 11 427 746,30 рублей.
1. В соответствии с части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
На основании пункта 5 Правил за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе установлены штрафные санкции за неисполнение Заказчиком и Подрядчиком обязательств по контракту не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, установила следующее: в пункте 8.3.2 Проекта контракта установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту в размере 2 % цены контракта; в пункте 8.4.2 Проекта контракта установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по контракту в размере 5 % цены контракта, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Законом о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В пункте 9.1 Проекта контракта документации об Аукционе Заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта - 10 % от начальной максимальной цены контракта, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования в части опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 1 Постановления N 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе начальная максимальная цена контракта составляет 31 959 229,74 рублей, объектом закупки является "выполнение работ по капитальному ремонту инженерных сетей и санузлов казарм N1,2 войсковой части 3186", с КОДом ОКПД 43.39.19.190, что соответствует пункту 2 Приложения N 1 Постановления N 99, следовательно, требуется установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
В пункте 9 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 "участник закупки должен иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), а именно: стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 6 391 845 (шесть миллионов триста девяносто один рубль восемьсот сорок пять) рублей 95 копеек".
Следовательно, в документации об Аукционе Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлен перечень работ, выполняемых по контракту, а также требования к товарам, применяемым при выполнении работ с указанием максимальных, минимальных значений показателей и значений показателей, которые не могут изменяться, а также требование о соответствии ГОСТ.
Так, в пункте 6 товар "Плитки керамические для полов ГОСТ 6787, ГОСТ 7180" Заказчиком установлено требование к показателю "толщина должна быть более 6,5 мм", вместе с тем в соответствии с ГОСТ 6787-2001 установлено, что показатель "толщина" устанавливается предприятием-изготовителем, но "не менее 7,5 мм".
Следовательно, по товару "Плитки керамические для полов" Заказчиком установлены требования, не соответствующие ГОСТ 6787 2001, что не позволяет определить значение показателя, соответствующее требованиям Закона о контрактной системе.
Аналогичное нарушение Закона о контрактной системе Комиссия установила по следующим показателям: "Предельные отклонения размеров плиток от номинальных по длине и ширине должны быть менее _2,5 мм" и "Предельные отклонения размеров плиток от номинальных по толщине должны быть менее _2,5 мм", вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 6787 2001 установлено, что предельное отклонение "по длине и ширине _ 1,5 мм", "по толщине _ 0,5 мм"; показатель "Лицевая поверхность плиток должна быть гладкой, неглазурованной, одноцветной" с "Водопоглощением менее 5 %", однако, в соответствии с ГОСТ 6787 2001 должно быть "не более 3,5 %"; в пункте 15 товар "Замок оцинкованный с цилиндровым механизмом ГОСТ 5089" показатели "класс замка (цилиндрового механизма) - не ниже 2", "Число секретов - должно быть более 1000 шт.", однако, в соответствии с ГОСТ 5089-2011 показатель "число секретов" составляет "не менее 5000 шт."; показатель "Нагрузки, прикладываемые к запорной планке - должны быть более 1000 Н", вместе с тем в соответствии с ГОСТ 50892011 установлено "не менее 2940 Н".
Следовательно, Заказчиком в вышеуказанных пунктах установлены требование, несоответствующие пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 2 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к химическому составу товара "Купорос медный", а именно: "Массовая доля медного купороса в пересчете на CuSO4·5H2O", что не относится к функциональным, техническим или качественным характеристикам объекта закупки и не является описанием объекта закупки и не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком установлены следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые не являются функциональными, техническими или качественными описаниями объекта закупки, а именно: в пункте 2 товар "Грунтовка" показатели "фасовка - ведра по 5 или по 20 кг.", "Срок хранения в нераспечатанной и неповрежденной упаковке - не менее 18 месяцев"; в пункте 3 "Медный купорос" показатель "описание - должен быть предназначен для сельского хозяйства, промышленности (при производстве искусственных волокон, органических красителей, минеральных красок, мышьяковистых химикатов, для обогащения руды при флотации), розничной торговли и экспорта"; в пункте 5 товар "Клей плиточный" показатели "Срок годности в неповрежденной упаковке - не менее 12 месяцев", "упаковка - в бумажных мешках по 10 кг или по 25 кг".
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены противоречивые требования к следующим товарам, а именно: пункт 6 товар "Плитки керамические для полов ГОСТ 6787, ГОСТ 27180" показатель "Лицевая поверхность плиток - должна быть гладкой, неглазурованной, одноцветной" и показатель "на лицевой поверхности плиток - не допускаются видимые с расстояния 1 м плешины, пятна, мушки, смещение и разрыв декора, засорка, наколы, выплавки (выгорки), пузыри, прыщи, сухость глазури, недожог красок", исходя из которых не представляется возможным определить наличие или отсутствие "глазури" на поверхности плиток; пункт 8 "Кабель силовой" показатели "жилы - должны иметь все жилы одинакового сечения или одну жилу меньшего сечения (жилу заземления или нулевую)" и "номинальное сечение нулевых жил (меньшего сечения) и жил заземления - должно быть не более 1,5 см", исходя из которых не представляется возможным определить требуется ли жила заземления и нулевой или без наличия жил.
Кроме того, в пункте 6 товар ""Плитки керамические для полов ГОСТ 6787, ГОСТ 27180" Заказчиком установлено неправомерное требование о наличии товарного знака "на монтажной поверхности каждой плитки", что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 8 "Кабель силовой" Заказчиком установлено требование к показателю "продолжительность короткого замыкания при испытаниях - не должна превышать 4". Вместе с тем, проведение испытаний товаров, используемых при выполнении работ, документацией об Аукционе не предусмотрено, следовательно, указанное требование не относится к описанию объекта закупки и не соответствует Закону о контрактной системе.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования, не соответствующие ГОСТ, а именно: в пункте 19 товар "Листы гипсокартонные ГОСТ 6266" показатель "Повреждение углов: число, для одного листа - не менее 5 шт.", однако согласно ГОСТ 6266-97 "число повреждений углов одного листа" составляет "не более 2 шт.", показатель "Повреждение продольных кромок: число, для одного листа - менее 4 шт.", однако согласно ГОСТ 6266-97 "число повреждений продольных кромок одного листа" составляет "не более 2 шт."; в пункте 25 товар "Кабель силовой ГОСТ 16442, ГОСТ 22483" Заказчиком установлено требование к показателю "потеря массы для поливинилхлоридной оболочки - может быть менее 2 мг/см3"., вместе с тем согласно ГОСТ 31996-2012 "потеря массы для поливинилхлоридной оболочки не должна быть более 1,5 мг/см2".
Следовательно, Заказчиком установлены требования к товарам, не соответствующие пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования, которые не являются функциональными, техническими или качественными характеристиками объекта закупки: в пункте 19 товар "Листы гипсокартонные ГОСТ 6266" к показателю "маркировка листов"; в пункте 11 товар "Лампы люминесцентные ГОСТ 6825" к показателю "маркировка на лампах должна быть четко и прочно нанесены товарный знак изготовителя и номинальная мощность", а также требование к "нанесению товарного знака изготовителя", что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 25 товар "Кабель силовой ГОСТ 16442, ГОСТ 22483" Заказчиком установлены следующие требования: показатель "диаметр круглых медных жил - не должен быть более 2,2 мм" и показатель "сечение не менее 2,5 мм2",
Согласно ГОСТ 22483-2012 при "диаметре круглых медных жил не более 2,2 мм" показателю "сечение" соответствует единственное значение - "2,5 мм.".
Следовательно, Заказчиком неправомерно установлено требование в пункте 25 показатель "сечение не менее 2,5 мм2", что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ввиду того, что по вышеуказанным основаниям Аукционная комиссия не отклоняла заявки участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела от 02.03.2016 N 07-24-1263эп/16 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, так как переданы ранее по делу от 02.03.2016 N 07-24-1309эп/16
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 2 марта 2016 г. N 07-24-1263эп/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016