Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 марта 2016 г. N 1190/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" - Мартынова Алексея Валентиновича (доверенность N б/н от 15.03.2016);
- податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест" надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (450010, г. Уфа, ул. Летчиков, д. 6, оф. 14, 15; далее - ООО "Стройинвест") на действия заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, д. Подгорное; далее - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи") при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области, извещение N 1050200000216000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 26.02.2016,
УСТАНОВИЛА:
11.03.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Стройинвест" на действия заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области, извещение N 1050200000216000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.02.2016 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
Пункт 9.3.1 документации о рассматриваемом электронном аукционе устанавливает требования к участникам закупки, в частности о наличии действующей лицензии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"), выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Лицензия).
Следовательно, условием допуска к участию в рассматриваемом электронном аукционе является наличие у участника закупки вышеуказанного документа.
При этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на оказание услуг, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, ООО "Стройинвест" полагает, что заказчик - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" незаконно установил требование о наличии у участников закупки Лицензии.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты работ.
Однако, в нарушение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе Приложение N 4 к Документации об электронном аукционе (далее - Проект контракта) не содержит информацию о сроках оплаты выполненных работ.
Также податель Жалобы обращает внимание на установленные заказчиком - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" в позициях N 112, N 116, N 121, N 122 "Кабель" Приложения N 2 к документации об электронном аукционе (далее - Технические требования) по показателю "Сечение" единицы измерения товара - мм. Данный показатель измеряется в квадратных единицах, следовательно, единицы измерения по вышеуказанным позициям установлены ненадлежащим образом.
Заказчик - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" с доводами Жалобы полностью согласен, что подтверждается объяснениями по Жалобе (вх. N 1549 от 17.03.2016 Новгородского УФАС России).
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика также пояснил, что ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" до рассмотрения Жалобы устранило допущенные нарушения законодательства о контрактной системе и представил Документацию об электронном аукционе с внесенными изменениями.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В феврале - марте 2016 года заказчиком - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области, извещение N 1050200000216000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.02.2016 (начальная (максимальная) цена контракта - 255 502 430, 00 руб.).
Документация об электронном аукционе (далее - Документация) утверждена директором ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" В.С. Харламовым 26.02.2016 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Согласно пункту 3.1 Документации предметом закупки является выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области.
В соответствии с пунктом 9.3.1 Документации к участникам закупки предъявляются, в том числе следующие требования:
- наличие у участника закупки действующего свидетельства о допуске к виду работ, являющихся объектом закупки, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном ГрК и в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, для членов саморегулируемой организации (При этом должны быть разрешены следующие основные виды деятельности:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство;
(с правом осуществления организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту стоимость которых по одному договору (контракту), указанная в приложении к вышеназванному свидетельству, превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта, на право заключить который проводится настоящий аукцион));
- наличие у участника закупки действующей лицензии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"), выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение строительных работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, подрядчик вправе привлечь для оказания таких услуг субподрядчика, обладающего соответствующими разрешениями.
Необходимым и достаточным условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства), а также о наличии лицензии на осуществление отдельных видов работ, выполняемых при осуществлении строительства объекта капитального строительства, не соответствует положениям 52 ГрК и влечет сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, действия заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи", установившего в Документации требование о наличии у участников закупки лицензии Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации без возможности представления лицензии привлеченного им для выполнения соответствующих работ третьего лица (субподрядчика), нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 4.4.1 Проекта контракта оплата производится заказчиком путем перечисления денежных средств не чаще 1 (одного) раза в месяц на расчетный счет подрядчика за фактически выполненные работы согласно Календарному графику выполнения работ после подписания подрядчиком и заказчиком акта о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в Проекте контракта не установлен надлежащим образом срок оплаты работ, являющихся предметом контракта, вследствие невозможности однозначного определения периодичности проведения выплат за фактически выполненные работы.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки Заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки.
В позициях N 112, N 116, N 121, N 122 "Кабель" Технических требований по показателю "Сечение" установлены единицы измерения товара - мм.
Однако, исходя, к примеру, из положений Межгосударственного Стандарта ГОСТ 16442-80 (Кабели силовые с пластмассовой изоляцией), можно придти к выводу, что указанная выше характеристика не соответствует общепринятой установленной единице измерения номинального сечения основных жил (мм), следовательно, Заказчик указал недостоверную единицу измерения.
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об электронном аукционе описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Жалоба является обоснованной.
Комиссией Новгородского УФАС России установлено, что еще до начала рассмотрения Жалобы по существу заказчиком устранены вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения соответствующих изменений в документацию об электронном аукционе на официальном сайте в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
То есть законодательство о контрактной системе устанавливает два способа внесения обеспечения исполнения контракта подрядчиком.
Однако, пункт 9.1 Проекта контракта однозначно указывает на представление подрядчиком в обеспечение надлежащего исполнения обязательств по контракту только в виде банковской гарантии.
Кроме того, в пункте 9.1 Проекта контракта указана конкретная сумма обеспечения (25 550 243, 00 рублей), при этом заказчиком не учтена возможность увеличения размера обеспечения исполнения контракта в случае применения к участнику закупки антидемпинговых мер.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, в действиях заказчика - ОАУСО "Маловишерский ПНИ "Оксочи" содержатся нарушения пункта 8 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка внесения обеспечения исполнения контракта подрядчиком.
При этом, установленные в действиях заказчика в результате проведения внеплановой проверки нарушения носят существенный характер, могут повлиять на результаты закупки, что дает основания для их устранения путем выдачи предписания.
Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 37, 64, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (450010, г. Уфа, ул. Летчиков, д. 6, оф. 14, 15) на действия заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" (174283, Новгородская обл., Маловишерский р-н, д. Подгорное) при осуществлении им закупки (определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по завершению первого этапа объекта капитального строительства психоневрологического интерната на 200 мест в д. Подгорное Маловишерского района Новгородской области, извещение N 1050200000216000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.02.2016, обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Областному автономному учреждению социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных при проведении внеплановой проверки осуществления закупки.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
Д.А. Раскоснов
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 марта 2016 г. N 1190/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2016