Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 3 марта 2016 г. N 08-01-54
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя подателя жалоб - ИП Карева А.Н.: Савкиной Евгении Васильевны (по доверенности),
в присутствии представителей уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": Шатовой Юлии Юрьевны (по доверенности), Назаровой Елены Сергеевны (по доверенности),
рассмотрев жалобы ИП Карева А.Н. на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО "УКСис" при проведении конкурсов с ограниченным участием на поставку молочных продуктов (извещения NN 0851200000615007367, 0851200000615007368), начальные (максимальные) цены контрактов 12 743 777,23 руб., 6 804 588,31 руб., соответственно,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП Карев А.Н. с жалобами на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО "УКСис" при проведении конкурсов с ограниченным участием на поставку молочных продуктов (извещения NN 0851200000615007367, 0851200000615007368).
Суть жалоб заключается в следующем. ИП Карев А.Н. подал заявки на участие в данных конкурсах с ограниченным участием. Решениями единой комиссии заявки ИП Карева А.Н. были признаны не соответствующими единым и дополнительным требованиям, установленным в конкурсных документациях. В протоколах предквалификационного отбора указано, что заявки ИП Карева А.Н. не соответствуют дополнительным требованиям, а именно, в заявках не представлен документ (документы) о приемке поставленного товара, что не соответствует п.8 и п.п. з) п.п. 16.1.1 п. 16.1 конкурсных документаций и ч. 6 ст. 56 ФЗ N 44-ФЗ.
ИП Карев А. Н. не согласен с указанными решениями единой комиссии, поскольку в заявках он представил информацию о ранее исполненных контрактах с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, где в общей информации указан статус контракта "исполнение завершено", а также копию акта приемки товаров (работ, услуг) и копии товарных накладных.
Кроме того, в заявках ООО "Золотая нива Алтая", ООО "Торгово-логистическая компания "Геркулес" не указаны конкретные показатели товара, а именно, не указана информация об упаковке товара и технический регламент (ГОСТ/ТУ), в заявке ЗАО племзавод "Ирмень" не указан технический регламент (ГОСТ/ТУ).
На основании изложенного, ИП Карев А.Н. просит выдать единой комиссии предписания об устранении нарушений законодательства о закупках.
На жалобы от уполномоченного учреждения поступили возражения, в которых указано следующее.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее Постановление Правительства N99), к перечню случаев, перечисленных в ст.56 ФЗ N 44-ФЗ, относятся оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500000 рублей.
При этом, в п.6 Постановления Правительства N 99 установлены дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Между тем, п.6 Постановления Правительства N 99 предусмотрено, что соответствие участников закупки дополнительным требованиям подтверждается определенными документами, а именно: копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Указанные выше требования продублированы в п.п. 16.1.1 (з) п. 16.1 конкурных документаций.
При рассмотрении заявки ИП Карева А.Н. на участие в конкурсе с ограниченным участием на поставку молочных продуктов (извещение N 0851200000615007367) единая комиссия установила, что данным участником в составе заявки представлен контракт N 647 от 24.11.2014г., заключенный с ГБУЗ НСО "ГКБ N 1", цена которого составляет 2 098 165,42 рублей, при этом товарных накладных приложено на сумму 1 200 945,86 рублей, также представлен контракт N 944 от 18.05.2015г., заключенный с ГБУЗ НСО "ГКБ N 1", цена которого составляет 1 341 835,61 рублей, при этом товарных накладных приложено на сумму 345 684,85 рублей. Таким образом, участником не было соблюдено дополнительное требование п.8 документации о том, что стоимость ранее исполненных контрактов (договоров с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводился конкурс. Также в составе заявки был приложен контракт N 2015.309261 от 21.08.2015г., заключенный с МБУ "Комбинат питания управления образования администрации г. Кемерово", цена которого составляет 1 129 575,6 рублей, представлен акт приемки товаров (работ, услуг) на сумму контракта, однако дополнительное требование п.8 документации о стоимости ранее исполненного контракта не менее 20 % НМЦК не было соблюдено. Прилагаемые в заявке иные контракты не были учтены единой комиссией, так как отсутствовали документы о приемке поставленного товара.
При рассмотрении заявки ИП Карева А.Н. на участие в конкурсе с ограниченным участием на поставку молочных продуктов (извещение N 0851200000615007368) единая комиссия установила, что данным участником в составе заявки представлен контракт N 647 от 24.11.2014г., заключенный с ГБУЗ НСО "ГКБ N 1", цена которого составляет 2 098 165,42 рублей. Таким образом, участником было соблюдено дополнительное требование п.8 документации о том, что стоимость ранее исполненных контрактов (договоров с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводился конкурс. При этом товарных накладных по данному контракту было приложено на сумму 636 276,16 рублей.
Также в составе заявки был приложен контракт N 2015.309261 от 21.08.2015г., заключенный с МБУ "Комбинат питания управления образования администрации г. Кемерово", цена которого составляет 1 129 575,6 рублей, представлен акт приемки товаров (работ, услуг) на сумму контракта, однако дополнительное требование п.8 документации о стоимости ранее исполненного контракта не менее 20 % НМЦК не было соблюдено. Прилагаемые в заявке иные контракты не были учтены единой комиссией, так как отсутствовали документы о приемке поставленного товара.
Таким образом, единая комиссия пришла к выводу, что заявки подателя жалоб не соответствуют дополнительным требованиям, установленным действующим законодательством и конкурсными документациями.
На основании изложенного, уполномоченное учреждение просит признать жалобы ИП Карева А.Н. необоснованными.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.2 ст.56 ФЗ N 44-ФЗ заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.56 ФЗ N 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения ФЗ N 44-ФЗ о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с ч.4 ст.56 ФЗ N 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) ст.31 ФЗ N 44-ФЗ, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с ч.5 ст.56 ФЗ N 44-ФЗ извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст.49 и ст.50 ФЗ N 44-ФЗ, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч.4 ст.56 ФЗ N 44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно ч.6 ст.56 ФЗ N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной ч.2 ст.51 ФЗ N 44-ФЗ, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Согласно п.3 ч.2 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к данному Постановлению.
В ч.6 приложения N 2 данного Постановления указано, что при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей, участник закупки должен обладать опытом исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Для подтверждения соответствия указанному требованию участнику закупки в составе заявки необходимо представить копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в составе заявки ИП Карева А.Н. на участие в конкурсе с ограниченным участием на поставку молочных продуктов (извещение N 0851200000615007367) были представлены копии контрактов, но не представлен документ (документы) о приемке поставленного товара на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс, а именно, на сумму не менее 2 548 755,45 руб., по какому-либо из представленных контрактов.
Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в составе заявки ИП Карева А.Н. на участие в конкурсе с ограниченным участием на поставку молочных продуктов (извещение N 0851200000615007368) были представлены копии контрактов, но не представлен документ (документы) о приемке поставленного товара на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс, а именно, на сумму не менее 1 360 917,66 руб., по какому-либо из представленных контрактов.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель подателя жалобы пояснила, что в составах заявок ИП Карева А.Н. были представлены документы о приемке поставленного товара на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс, однако не по одному какому-либо из представленных контрактов, договоров, а в сумме по всем представленным контрактам, договорам, что не соответствует дополнительным требованиям, установленным в п.8 и п.п. з) п.16.1.1 конкурсных документаций и ч. 6 ст. 56 ФЗ N 44-ФЗ.
Таким образом, заявки ИП Карева А.Н. единой комиссией были признаны не соответствущими дополнительным требованиям конкурсных документаций и требованиям законодательства обоснованно, доводы подателя жалоб не нашли своего подтверждения.
При рассмотрении требований конкурсных документаций к составу и содержанию заявок было установлено, что в них отсутствуют требования о представлении в заявках показателей упаковки товаров или соответствии товаров ГОСТ/ТУ. В связи с этим, доводы подателя жалоб о неправомерном допуске заявок ООО "Золотая нива Алтая", ООО "Торгово-логистическая компания "Геркулес", ЗАО племзавод "Ирмень"к участию в конкурсах с ограниченным участием не нашли своего подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данных закупок было выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 ФЗ N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В конкурсных документациях заказчики установили требования к таким показателям молочной продукции, как внешний вид, консистенция, вкус, запах, массовая доля жира. Кроме того, установлены требования о соответствии продукции соответствующим ГОСТ и техническому регламенту на молочную продукцию.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 ФЗ N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 ФЗ N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п.2 ч.2 ст.51 ФЗ N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Уполномоченное учреждение в п.16.1.4 конкурсной документации на поставку молочных продуктов (извещение N 0851200000615007367) установило требование к конкурсной заявке о представлении в ней предложения в отношении объекта закупки, содержащего предложение о цене контракта, а также предлагаемой цены единицы товара и наименовании страны происхождения товара, в п.16.1.4 конкурсной документации на поставку молочных продуктов (извещение N 0851200000615007368) установило требование к конкурсной заявке о представлении в ней предложения о качестве поставляемого товара, о цене контракта, а также предлагаемой цены единицы товара и наименовании страны происхождения товара. При этом, конкурсные документации не содержат сведений о том, какие показатели товаров, указанные в описаниях объектов закупок, относятся к качеству товаров и должны быть представлены в заявках в обязательном порядке.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ГКУ НСО "УКСис" заявила, что характеристики, указанные в описаниях объектов закупок, относятся к качеству продукции.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что только согласно форме 3 "конкурсное предложение", указанной в конкурсных документациях, участники закупок должны указать конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным в описаниях объектов закупок. При этом, форма 3 "конкурсное предложение" заявки является рекомендуемой, но не обязательной (п.16.2 конкурсных документаций "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе").
Таким образом, уполномоченное учреждение однозначно не установило требования к описанию предложений участников конкурсов, нарушив п.1 ч.1 ст.50 ФЗ N 44-ФЗ.
Указанное нарушение могло ввести в заблуждение участников закупок. Более того, поскольку участник закупки в соответствии с требованиями данных конкурсных документаций не обязан указывать в своих конкурсных предложениях все характеристики, содержащиеся в описаниях объектов закупок, например, такие, как соответствие определенному ГОСТу или техническому регламенту, заключение контракта с таким участником может привести к тому, что в результате закупки будет поставлен товар, фактически не соответствующий потребностям заказчиков, и, как следствие, к недостижению заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщиков, Комиссия Новосибирского УФАС России в соответствии с п.3.36 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, считает целесообразным предписания уполномоченному учреждению об отмене определений поставщиков не выдавать.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ИП Карева А.Н. на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО "УКСис" при проведении конкурсов с ограниченным участием на поставку молочных продуктов (извещения NN 0851200000615007367, 0851200000615007368) необоснованными.
2. Признать уполномоченное учреждение нарушившим п.1 ч.1 ст.50 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных производств.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.Г. Швалов |
Члены Комиссии: |
|
М.М. Газизов
А.О. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 3 марта 2016 г. N 08-01-54
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016