Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 11 марта 2016 г. N 08-01-58
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы ООО "Джодас Экспоим" (уведомлено надлежащим образом),
в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной клинический онкологический диспансер" (далее - ГБУЗ НСО "НОКОД"): Каширцева Олега Вадимовича (по доверенности), Ломакиной Татьяны Юрьевны (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Джодас Экспоим" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "НОКОД" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0351200001816000016), начальная (максимальная) цена контракта 546 414,71 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Джодас Экспоим" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "НОКОД" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0351200001816000016).
Суть жалобы заключается в следующем. По мнению ООО "Джодас Экспоим", описание объекта закупки по данному электронному аукциону не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности, установление заказчиком по лекарственным препаратам с МНН "Меропенем" и МНН "Цефтриаксон" требований к сроку, в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою стабильность, приводит к ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного, ООО "Джодас Экспоим" просит выдать ГБУЗ НСО "НОКОД" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО "Джодас Экспоим" от заказчика - ГБУЗ НСО "НОКОД" поступили возражения, в которых указано следующее.
Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы, поскольку требования аукционной документации установлены исходя из потребностей заказчика и являются существенными для него.
Согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств, существует не менее 2-х лекарственных средств, соответствующих требованиям аукционной документации к стабильности готового раствора по лекарственному препарату с МНН "Меропенем", а именно, "Дженем" (регистрационное удостоверение N ЛП-001177 от 11.11.2011г.), "Меропенем-Векста" (регистрационное удостоверение N ЛП-000901 от 18.10.2011г.), данные лекарственые препараты отвечают требованиям технического задания по совокупности всех характеристик.
Кроме того, в государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано 2 лекарственных препарата, соответствующих требованиям аукционной документации, в том числе, относительно стабильности готового раствора по лекарственному препарату с МНН "Цефтриаксон", а именно, "Цефтриаксон" (регистрационное удостоверение N ЛП-000937 от 18.10.2011г., производитель РУП "Белмедпрепараты"), "Роцефин" (регистрационное удостоверение П N 013244/04 от 27.08.2010г., производитель "Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд").
Заказчик согласен с мнением ФАС России, что установление заказчиками в документации о закупке требований к температурному режиму хранения лекарственных препаратов и сроку, в течение которого лекарственный препарат сохраняет свою стабильность, может приводить к сокращению количества участников закупки в случае закупки лекарственных препаратов в смешанных лотах (два и более препарата), если хотя бы один из закупаемых препаратов не имеет аналогов.
Из изложенного следует, что заказчик, соблюдая принципы достижения результатов обеспечения нужд учреждения, в целях осуществления надлежащего использования препаратов для лечения пациентов и предотвращения расхода бюджетных средств, указал характеристики в соответствии с требованиями ФЗ N 44-ФЗ, отвечающие потребностям заказчика и не ограничивающие потенциальное число участников закупки.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в описании объекта закупки по лекарственному препарату с МНН "Меропенем" установлено следующее требование: "Препарат, разведенный водой для инъекций или 0,9% раствором натрия хлорида, сохраняет удовлетворительную эффективность при хранении в холодильнике (при температуре не более 4 °C) не более 48 часов", по лекарственному препарату с МНН "Цефтриаксон" также установлено требование к сроку стабильности раствора: "Свежеприготовленный раствор, приготовленный на основе воды для инъекций, 1% раствора лидокаина, 0,9% раствора натрия хлорида, 5% или 10% раствора декстрозы, 5% раствора левулозы вне зависимости от количества растворителя, стабилен в течение не более 6 часов при комнатной температуре и в течение не более 24 часов при температуре от 2 до 8 °С".
Согласно письму ФАС России N АК/58960/15 от 26.10.2015г. "ФАС России считает, что установление заказчиками в документации о закупке требований к температурному режиму хранения лекарственных препаратов и сроку, в течение которого лекарственный препарат сохраняет свою стабильность, может приводить к сокращению количества участников закупки и содержит признаки ограничения конкуренции и не соответствует требованиям антимонопольного законодательства и Закону о контрактной системе".
Комиссией Новосибирского УФАС России при анализе описания объекта данной закупки было установлено, что требованиям, установленным к лекарственному препарату с МНН "Меропенем", в том числе, относительно срока, в течение которого лекарственный препарат сохраняет свою стабильность, соответствует не менее двух лекарственных препаратов, зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств, а именно, лекарственный препарат "Меропенем-Векста" производителя "Векста Лабораториз Пвт.Лтд.", Индия (регистрационное удостоверение N ЛП-000901 от 18.10.2011г.), "Дженем" производителя "Джепак Интернейшенл", Индия (регистрационное удостоверение N ЛП-001177 от 11.11.2011г.).
Кроме того, требованиям, установленным к лекарственному препарату с МНН "Цефтриаксон", в том числе, относительно срока, в течение которого лекарственный препарат сохраняет свою стабильность, соответствует два лекарственных препарата, зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств, а именно, "Цефтриаксон" производителя РУП "Белмедпрепараты", Беларусь (регистрационное удостоверение N ЛП-000937 от 18.10.2011г.), "Роцефин" производителя "Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд" (регистрационное удостоверение П N 013244/04 от 27.08.2010г.).
Таким образом, требования, установленные заказчиком в описании объекта закупки, в том числе относительно срока, в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою стабильность, не приводят к сокращению числа участников закупки и ограничению конкуренции, доводы подателя жалобы не нашли своего подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона, были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с письмом ФАС России NАК/28644/15 от 09.06.2015г. одним из наиболее типичных примеров ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых харастеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе, предъявление требований к температурному режиму хранения препаратов, требование к поставке определенной дозировки лекарственного препарата (например, 500 мг) без возможности поставки аналогичного препарата в кратной дозировке в двойном количестве (например, 2 таблетки по 250 мг), необоснованное требование к количеству единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата.
Комиссией Новосибирского УФАС России при анализе аукционной документации было установлено, что описание объекта закупки содержит вышеуказанные требования к лекарственным препаратам, способные привести к ограничению количества участников закупки, а именно, по позициям с МНН "Меропенем" и МНН "Цефтриаксон" установлены требования к температурному режиму хранения препаратов, по всем позициям лекарственных препаратов установлены требования к количеству единиц (флаконов) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требования поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата, кроме того, по всем позициям лекарственных препаратов установлено требование к поставке определенной дозировки лекарственного препарата без возможности поставки аналогичного препарата в кратной дозировке в двойном количестве. Таким образом, заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с описанием объекта закупки, на момент поставки остаточный срок годности товара должен быть не менее 19 месяцев, однако согласно п.6.3 проекта контракта, на момент поставки остаточный срок годности товара должен быть в случае общего срока годности более 5-ти лет - не менее 30 месяцев, от 4-х до 5-ти лет - не менее 24 месяцев, от 3-х до 4-х лет - не менее 18 месяцев, от 1-го до 3-х лет - не менее 12 месяцев, до 1-го года - не менее 9 месяцев. Таким образом, заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ в аукционной документации размещена противоречивая информация относительно остаточного срока годности товара на момент поставки, способная привести к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом данной закупки является поставка лекарственных средств, для осуществления которой в соответствии с п.16 и п.47 ч.1 ст.12 ФЗ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" требуется наличие лицензии на производство лекарственных средств или на осуществление фармацевтической деятельности. Однако заказчиком в аукционной документации не установлено требование о наличии лицензии на производство лекарственных средств, а установлено только требование о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, и о представлении соответствующей лицензии в составе второй части заявки. Таким образом, заказчиком нарушены п.1 ч.1 ст.31 и п.2 ч.1 ст.64 ФЗ N 44-ФЗ.
Заказчиком в п.15.2.3 аукционной документации установлено требование к составу и содержанию второй части заявки о представлении декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктами 1-5 части 13 настоящей документации об электронном аукционе, однако в п.1 ч.13 документации установлено требование в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ, представление декларации о соответствии которому действующим законодательством не предусмотрено, что нарушает ч.6 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ.
Кроме того, заказчиком не установлено требование к составу и содержанию второй части заявки о представлении декларации о соответствии участника закупки требованию, предусмотренному п.9 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ, об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Таким образом, заказчиком нарушен п.2 ч.1 ст.64 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно п.11 ч.1 ст.64 ФЗ N 44-ФЗ аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данная аукционной документация не содержит дату начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе. Таким образом, заказчиком нарушен п.11 ч.1 ст.64 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джодас Экспоим" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной клинический онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0351200001816000016) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66, п.11 ч.1 ст.64 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.Г. Швалов |
Члены Комиссии: |
|
М.М. Газизов
А.М. Заргаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 11 марта 2016 г. N 08-01-58
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2016