Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 февраля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Омега" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении аукциона на выполнение работ по эксплуатации и техническому обслуживанию сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Чайковское городское поселение" (извещение N 0156300046715000098),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300046715000098, МКУ "Жилкомэнергосервис" (далее - Заказчик) проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ по эксплуатации и техническому обслуживанию сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Чайковское городское поселение". НМЦК - 6 057 684, 13 руб.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.01.2016 г., вторая часть заявки ООО "Омега" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. ООО "Омега" признано победителем аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 057 684, 13 руб.
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о закупках, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.70 Закона о закупках в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
ООО "Омега" предложена цена контракта, которая более чем на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта - 3 394 231, 60 руб., в связи с чем, победителю необходимо предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта либо информацию, подтверждающую добросовестность победителя.
Комиссией установлено, что в установленный Законом о закупках срок Заказчиком направлен победителю проект контракта. 20.01.2016. в установленный Законом о закупках срок, лицом, уполномоченным на совершение действий от имени победителя аукциона, подписан проект контракта, в качестве повышенного обеспечения исполнения контракта приложена банковская гарантия БГ-29813/2016, выданная АКБ "Держава" ПАО на сумму 1 362 978, 93 руб., включенная в реестр банковских гарантий.
В п. 1 Раздела 16 аукционной документации Заказчиком установлено следующее требование: Размер обеспечения исполнения договора - 908 652 (Девятьсот восемь тысяч шестьсот пятьдесят два) рубля 62 копейки, что составляет 15% от НМЦК. Контракт заключается только после предоставления участником, с которым заключается контракт обеспечения исполнения контракта.
Если по результатам аукциона предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
В соответствии с п. 2 раздела 16 аукционной документации, способ обеспечения исполнения контракта определяется участником аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно:
1. внесение денежных средств на счет заказчика
1.1 платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе "Назначение платежа" необходимо указать "Обеспечение исполнения контракта", а также отразить информацию о закупке.
2. предоставление банковской гарантии
3.В качестве обеспечения исполнения контракта в случае, предусмотренном ст.37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, участником может быть предоставлена также информация о добросовестности.
В пп. 2 п. 3 Раздела 16 аукционной документации установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать, в том числе, срок действия банковской гарантии.
Согласно п. 4 Раздела 16 аукционной документации, основанием для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в настоящем разделе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении, документации о закупке.
В случае отказа в принятии банковской гарантии, заказчик в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о закупках, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о закупках установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе, срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о закупках, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 5 ст. 96 Закона о закупках обозначено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Аналогичные положения содержатся в аукционной документации.
В соответствии со статьей 368 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства) (пункт 1 статьи 369 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 5 ст. 45 Закона о закупках Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В силу ч. 6 ст. 45 Закона о закупках основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Закона о закупках, в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
В ходе проведения проверки представленных победителем закупки документов Заказчиком было установлено несоответствие банковской гарантии БГ-29813/2016, выданной АКБ "Держава" ПАО на сумму 1 362 978, 93 руб., требованиям, содержащимся в аукционной документации и ч. 3 ст. 96 Закона о закупках.
Заказчик, посчитав, что срок банковской гарантии не превышает не менее чем на один месяц срок действия контракта, 22.01.2016г. принял решение об отказе в принятии банковской гарантии, предоставленной ООО "Омега" в качестве обеспечения исполнения муниципального контракт, и о признании ООО "Омега" уклонившимся от заключения контракта.
22.01.2016г. Заказчиком на официальном сайте опубликован протокол отказа от заключения контракта с указанием причины отказа в принятии представленной Обществом банковской гарантии.
Довод представителя ООО "Омега" о том, что Заказчик не проинформировал Общество об отказе от принятия банковской гарантии, в связи с чем, у Общества отсутствовала возможность замены данной банковской гарантии и предоставления нового документа об обеспечении исполнения контракта, признается Комиссией несостоятельным в силу следующего.
Комиссия отмечает, что из опубликованного на официальном сайте протокола отказа от заключения контракта ООО "Омега" имело возможность узнать причину отказа от заключения контракта, а именно, признание банковской гарантии несоответствующей требованиям аукционной документации.
Кроме того, Комиссия отмечает, что замена ненадлежащего обеспечения исполнения контракта Законом о закупках не предусмотрена.
В пп. 3 п. 3 Раздела 16 аукционной документации установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п. 4.1 банковской гарантии указано, что настоящая гарантия вступает в силу 18.01.2016г. и действует по 01.02.2017г. включительно.
Комиссией установлено, что в соответствии с п.3.1 контракта, подрядчик обязуется выполнять работы, указанные в п. 1.1 Контракта, со дня заключения контракта по 31 декабря 2016 года включительно.
В п. 4.2.1 контракта установлено, что Подрядчик обязан осуществлять работы, указанные в разделе 1 настоящего Контракта, с использованием своих материально-технических средств, с надлежащим качеством и в объёмах, без привлечения субподряда, в соответствии с условиями настоящего Контракта и сдавать работу Заказчику до 25 числа текущего месяца.
Согласно п.2.3 контракта, оплата за фактически выполненные работы осуществляется ежемесячно путём безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 календарных дней со дня подписания Заказчиком актов о приёмке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, на основании счета и счета-фактуры, представленных Подрядчиком.
В п. 8.1. контракта обозначено, что настоящий Контракт вступает в силу со дня подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту
В ч. 1 ст. 2 Закона о закупках указано, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 425 ГК РФ, Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
В соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, из приведенных выше положений ГК РФ следует, что подрядчик может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в контракте действий. При этом Заказчик обязан оплатить выполненные работы в сроки и в порядке, которые указаны в контракте, что с учетом требований Закона о закупках означает, что срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на один месяц срок исполнения обязательств по контракту обеими сторонами контракта.
Комиссия отмечает, что срок действия контракта не тождественен сроку выполнения работ по контракту. Срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на один месяц срок действия контракта, который включает в себя сроки исполнения обязательств обеими сторонами по контракту.
Как указано выше, срок выполнения работ - по 31 декабря 2016 года включительно, оплата выполненных работ - в течение 30 календарных дней. По какой причине ООО "Омега" не принимало в расчет тридцать дней для оплаты Заказчиком товара, представитель не пояснил.
Вместе с тем, представитель Заявителя указал на возможность предоставления банковской гарантии с соответствующим ГК РФ и Закону о закупках сроком.
Представитель ООО "Омега" также отметил, что поскольку в контракте не был указан срок действия контракта, предоставить банковскую гарантию, превышающую срок действия контракта не мене чем на один месяц, не представляется возможным.
Комиссия находит заслуживающим внимания довод представителя ООО "Омега" в части не установления Заказчиком срока действия контракта, что делает затруднительным предоставление гарантии, которая должна превышать не менее чем на один месяц срок, который фактически не определен.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что сроки действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, позволяют сделать вывод о том, что Заявителем предоставлена Банковская гарантия со сроком действия, превышающим на 1 месяц срок выполнения работ, что не соответствует приведенным выше нормам ГК РФ и Закона о закупках, в связи с чем, Заказчик правомерно не принял Банковскую гарантию со сроком действия до 01.02.2017 г.
Исходя из выше изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не может быть установлено. Иное не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Омега" на действия Заказчика при проведении аукциона на выполнение работ по эксплуатации и техническому обслуживанию сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Чайковское городское поселение" (извещение N 0156300046715000098) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2016