Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
в отсутствие представителя ООО "Лабпроверка" (извещены надлежащим образом),рассмотрев жалобу ООО "Лабпроверка" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПК "Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на сервисное обслуживание ламинарно-потоковых шкафов с заменой запчастей (изв.N 0356200006716000036),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200006716000036 Заказчиком проводилась закупка на сервисное обслуживание ламинарно-потоковых шкафов с заменой запчастей.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, Комиссия находит доводы жалобы на действия Заказчика неподлежащими удовлетворению.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Вместе с тем, Комиссия, не оспаривая право Заказчика, устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п.3 ч.3 ст.64 Закона о закупках, первая часть заявки должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации о закупке (Раздел 8) установлены следующие требования к составу первой части заявки: При заключении контракта на выполнение работ, оказание услуг:
Согласие участника аукциона на выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При отсутствии у товара товарного знака следует указать "товарный знак отсутствует".
В соответствии с п.2 Раздела 4 документации о закупке, описание объекта закупки указано в главе V "Техническое задание (Спецификация)".
В п.3 Раздела 8 содержится инструкция по заполнению заявки, в соответствии с которой, в частности, Показатели, характеризующие поставляемый товар (товар, используемый при выполнении работы, оказании услуги), должны соответствовать показателям(ей), установленным(ых) в Главе V "Техническое задание (Спецификация)". Описание поставляемого товара должно соответствовать приложению к Главе V "Техническое задание (Спецификация)". При описании товара участник аукциона должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, если иное не указано в Главе V "Техническое задание (Спецификация)".
При описании товара (в том числе товара, используемого при выполнении работы, оказании услуги) в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в Главе V "Техническом задании (Спецификации)" показателей товара (в том числе товара, используемого при выполнении работы, оказании услуги) с учетом положений настоящей документации (конкретные показатели).
То есть, исходя из требований, обозначенных Заказчиком, участник закупки должен дать согласие на оказание услуг, а также указать конкретные показатели, указание на которые содержится в Главе 5 Техническое задание документации о закупке.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в Техническом задании аукционной документации установлены как требования к товарам, используемым при оказании услуг, так и иные условия исполнения контракта, например, наличие у сервисного инженера сертификата о возможности обслуживания данной установки от фирмы производителя.
Предоставить сертификат о возможности обслуживания данной установки, как пояснил представитель Заказчика, необходимо при исполнении контракта. Однако, исходя из того, каким образом сформулированы требования к составу первой части заявки в совокупности с инструкцией по ее заполнении, следует, что указать данную информацию необходимо в составе первой части заявки.
При указанных обстоятельствах, Заказчиком нарушены положения п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Относительно требования о наличии у сервисного инженера сертификата о возможности обслуживания данной установки от фирмы производителя, Комиссия отмечает следующее.
Согласно письму Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003г. N293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживане медицинской техники", а именно п.4.1.4 указанного письма:
"Специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях - производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца".
Вместе с тем, в данном конкретном случае, с учетом того, что согласно паспорту, руководству по эксплуатации на оборудование, установленное у Заказчика - ламинарно-потоковые шкафы Kodjair BW-130Std, последующее техническое обслуживание и ремонт, в том числе, замена расходных материалов, должны осуществляться специалистами, прошедшими обучение у компании-производителя, с учетом письма компании Kodjair Tech Oy о том, что гарантия на оборудование аннулируется, в случае привлечения к сервисному обслуживанию оборудования во время гарантийного срока сторонних лиц, не прошедших обучение у компании-производителя, Комиссия находит спорное требование Заказчика не противоречащим нормам Закона о закупках.
Кроме того, в материалы дела представлены три коммерческих предложения, на основании которых была сформирована начальная (максимальная) цена контракта, что свидетельствуют об отсутствии ограничения количества участников закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лабпроверка" на действия ГКУЗ ПК "Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" при проведении электронного аукциона на сервисное обслуживание ламинарно-потоковых шкафов с заменой запчастей (изв.N 0356200006716000036) необоснованной.
2. Признать в действиях ГКУЗ ПК "Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленного нарушения, выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2016