Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 февраля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000215000134),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856100000215000134 ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 05.02.2016 г., заявка ОАО "АльфаСтрахование" признана соответствующей требованиям конкурсной документации, заявке Общества присвоен первый номер.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, Комиссия находит доводы жалобы на действия Конкурсной комиссии обоснованными.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота) (ч.7 ст.51 Закона о закупках).
Согласно ч.4 ст.52 Закона о закупках, Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.
В соответствии с журналом регистрации поступивших заявок на участие в конкурсе, заявка ОАО "АльфаСтрахование", поданная 01.12.2015 г. в 10.00 час., зарегистрирована под номером 3, 18.12.2015 г. В 14.18 час. были поданы изменения в заявку Общества, которые зарегистрированы под номером 8.
Согласно протоколу вскрытия конвертов от 12.01.2016 г., в заявке присутствует выписка из ЕГРЮЛ от 29.05.2015 г., в составе изменений к заявке выписка из ЕГРЮЛ от 15.12.2015 г.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям данного Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о закупках).
В соответствии с ч.7 ст.53 Закона о закупках на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч.8 названной статьи).
Комиссией установлено, что во всех заявках участников, а именно, в заявках ОАО "АльфаСтрахование", ООО "Росгосстрах", АО "СОГАЗ", ЗАО "МАКС", ООО "СК "Согласие" содержатся одинаковые условия исполнения контракта, однако, поскольку заявка ОАО "АльфаСтрахование" поступила ранее других, именно ей и был присвоен первый номер.
При этом, представитель Конкурсной комиссии пояснил, что изменения в заявку, поданные 18.12.2015 г., содержащие выписку из ЕГРЮЛ от 15.12.2015 г., во внимание приняты не были.
Вместе с тем, такую позицию нельзя признать правильной.
27.01.2016 г. Комиссией Пермского УФАС России была рассмотрена жалоба ОАО "АльфаСтрахование" на действия Конкурсной комиссии при проведении данной закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 15.01.2016 г., заявка ОАО "АльфаСтрахование" признана не соответствующей требованиям, обозначенным в конкурсной документации ввиду представления выписки из ЕГРЮЛ, выданной более чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении закупки.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) (пп. "б" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках).
Аналогичное требование установлено в конкурсной документации (п.16.3).
Комиссией было установлено, что в составе заявки, поданной 01.12.2015 г. на участие в закупке была представлена выписка из ЕГРЮЛ N 31167В/2015, выданная 29.05.2015 г., сведения в которой сформированы по состоянию на 29.05.2015 г.
Комиссия пришла к выводу о том, что поскольку извещение о проведении закупки было размещено на официальном сайте в сети Интернет 30.11.2015 г., с учетом указанных выше норм законодательства, данный документ получен в пределах шести месяцев до 30.11.2015 г. и соответствует как требованиям, обозначенным в Законе о закупке, так и положениям, содержащимся в конкурсной документации.
Убедительных доказательств обратного представлено не было. Более того, представитель ОАО "АльфаСтрахование" настаивал на том, что выписка, представленная в заявке, соответствовала требованиям конкурсной документации.
В действиях Конкурсной комиссии было признано нарушение требований ч.2 и ч.3 ст.53 Закона о закупках, выдано предписание о повторном рассмотрении заявок. Данное решение и предписание в судебном порядке не обжаловалось. Иной информацией антимонопольный орган на момент рассмотрения настоящей жалобы не располагает.
Таким образом, было установлено, что в составе заявки, поданной 01.12.2015 г., был представлен надлежащий документ.
В соответствии со ст.43 Закона о закупках, участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
В документации о закупке (п.21) указано следующее: Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать свою заявку в следующем порядке:
Изменения в заявку на участие в конкурсе (далее - Изменения) предоставляются в виде новой редакции документов, содержащихся в заявке на участие в конкурсе. Изменения должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными для оформления заявки на участие в конкурсе.
В случае, если Изменения подписываются лицом, полномочия которого не подтверждаются документами, содержащимися в заявке на участие в конкурсе, в которую вносятся Изменения, к Изменениям должны быть приложены соответствующие документы или их копии о наделении такого лица полномочиями на внесение изменений в заявку на участие в конкурсе.
Изменения подаются в письменной форме в запечатанном конверте. На конверте с Изменениями, должны быть указаны слова "Изменения в заявку на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Комиссия, с учетом норм Закона о закупках, с учетом положений конкурсной документации, с учетом оценки обстоятельств жалобы, с учетом представленных документов, пришла к выводу о том, что в заявке ОАО "АльфаСтрахование" содержался надлежащий документ, а именно, выписка из ЕГРЮЛ N 31167В/2015, выданная 29.05.2015 г.
Как указано выше, в составе изменений в заявку, поданных 18.12.2015 г. была представлена выписка из ЕГРЮЛ от 15.12.2015 г. N 20981В/2015.
При этом, на заседании Комиссии 27.01.2016 г. возникал вопрос к представителю Общества о целесообразности представления новой выписки в составе изменений к заявке, с учетом того, что представитель Общества утверждал, что и первоначально представленная выписка от 29.05.2015 г. соответствовала требованиям конкурсной документации. Однако, ответ получен не был.
Комиссия отмечает, что если поданные в составе заявки документы не соответствуют требованиям Закона о закупках и конкурсной документации, в том числе не содержат обязательных сведений, информации, реквизитов, то такие документы не могут считаться поданными, соответственно, отсутствуют в составе заявки на участие в открытом конкурсе и последующее представление таких документов, оформленных надлежащим образом, является не изменением такой заявки, а дополнением ранее отсутствовавшими (не представленными с заявкой) в составе заявки на участие в открытом конкурсе документами.
В данном же случае, документ был признан соответствующим, поданным, имеющимся в составе заявки и предоставление 18.12.2015 г. новой редакции соответствующего документа (и у Заказчика указано, что изменения предоставляются в виде новой редакции документов, содержащихся в заявке), является именно изменением в заявку.
Таким образом, при установленных обстоятельствах поданный документ приобрел статус изменения заявки, поскольку первоначальная заявка содержала все требуемые законом документы, то есть была оформлена надлежащим образом и была допущена к участию в конкурсе.
Комиссия отмечает, что с учетом требований ст. 43, ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, изменить можно только ту информацию, которая уже ранее содержалась в составе первоначально поданной заявки на участие в конкурсе (вне зависимости от формы ее выражения: документ, сведения или порядок заверения копий документов).
С учетом изложенного выше, с учетом позиции, изложенной в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N Д28и-3110, от 16 октября 2015 г. N Д28и-3006, от 15 октября 2015 г. N Д28и-3002, от 14 октября 2015 г. N Д28и-3011, от 12 октября 2015 г. N Д28и-2988, от 9 октября 2015 г. N Д28и-3003, от 9 октября 2015 г. N Д28и-2986, от 9 октября 2015 г. N Д28и-2990, от 9 октября 2015 г. N Д28и-2991, от 9 октября 2015 г. N Д28и-2989, датой подачи заявки ОАО "АльфаСтрахование" на участие в конкурсе необходимо считать дату подачи последних изменений в заявку, то есть 18.12.2015 г.
При указанных обстоятельствах Конкурсной комиссией при присвоении порядковых номеров заявкам на участие в конкурсе нарушены требования, закрепленные в ч.7 ст.53 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу филиала АО "СОГАЗ" на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000215000134) обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" нарушение требований ч.7 ст.53 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения филиала ПАО "Росгосстрах" (вх. N 001721-16 от 10.02.2016 г.).
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2016