Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 февраля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газопроводов в микрорайонах индивидуальной застройки города Перми: в микрорайоне Кислотные дачи, микрорайоне Соцпоселок (изв. N0156300008715000233),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008715000233 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству газопроводов в микрорайонах индивидуальной застройки города Перми: в микрорайоне Кислотные дачи, микрорайоне Соцпоселок.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
В п. 13.3. Проекта контракта Заказчиком установлено, что при выборе Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств, Подрядчик производит безналичное перечисление денежных средств в размере 30% от начальной (максимальной) стоимости контракта на следующие реквизиты Заказчика:
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что реквизиты Заказчика обозначены в извещении о проведении электронного аукциона и в п. 6 Раздела 11 Информационной карты аукционной документации.
Комиссия отмечает, что в Законе о закупках отсутствует требование об указании в контракте реквизитов Заказчиков, кроме того, Заказчиком, Уполномоченным органом во исполнение требований п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках в аукционной документации обозначены реквизиты.
Из изложенного следует, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 п. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 7 Раздела 2 аукционной документации установлено, что показатели товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, установлены в Приложении N1.1 к аукционной документации.
В п. 5 Раздела 5 аукционной документации установлено, что заявка на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям (эквивалентности), установленным документацией об аукционе (Приложение N 1.1 к документации об аукционе).
В пп. 31-33 Приложения N1.1 к аукционной документации установлены следующие требования к стальным трубам:
Показатели |
Значения показателей |
массовая доля углерода, % массовая доля марганца, % массовая доля кремния, % массовая доля азота, % массовая доля хрома, никеля и меди, % каждого В стали изготовленной скрап-процессом: массовая доля меди, %, хрома и никеля, % каждого. Предельные отклонения по химсоставу: углерод, %, марганец %, |
0,09-0,27 0,25-0,70 не более 0,15 не более 0,012 не более 0,30
до 0,40 до 0,35
от+0,030 до -0,030 от +0,05 до -0,04 |
Учитывая, что Закон о закупках предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретные показатели, характеристики товаров в соответствии с требованиями аукционной документации, предоставление сведений о сырье и материалах, используемых при изготовлении указанных товаров, Законом о закупках не предусмотрено.
Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, имеется нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В пп. 1, 14, 15 Приложения N1.1. к аукционной документации установлены требования к алюминиевым сплавам и горячекатаной арматурной стали, которые относятся к показателям товара, а не сырья для его изготовления.
На основании выше изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные требования, установленные к товарам, содержащиеся в Приложении N1.1 к аукционной документации, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 названной статьи).
Согласно ч.4 ст.31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что 26.01.2016г. Заказчиком, Уполномоченным органом были внесены изменения в аукционную документацию, в частности, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом дополнительные требования к участникам закупки были исключены из аукционной документации, в связи с изменением начальной (максимальной) цены контракта, которая составила 8 197 446,39 руб.
Из изложенного следует, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о закупках. Иное не доказано.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 16.02.2016г., ни одному участнику закупки не отказано в допуске к участию в электронном аукционе исключительно по указанным выше пунктам, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения Закона о закупках не повлияли на результат закупки.
Кроме того, доказательств того, что спорные показатели не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, подача жалобы посредством электронной почты 09.02.2016г. (в предпоследний день срока подачи заявок), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газопроводов в микрорайонах индивидуальной застройки города Перми: в микрорайоне Кислотные дачи, микрорайоне Соцпоселок (изв. N0156300008715000233) обоснованной в части установления Заказчиком требований к химическому составу товаров, используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, так как выявленное нарушение требований Закона о закупках не повлияло на результат закупки и не привело к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2016