Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 февраля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО Авиакомпания "Бриг-Т-Самара"(далее - Заявитель) на действия Единой комиссии N 3 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края(далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на оказание транспортных услуг на воздушном судне АН-2 (или эквивалент) для проведения воздушной тренировки в 2016 году (изв. N 0356200006016000005),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0356200006016000005 о проведении электронного аукциона на оказание транспортных услуг на воздушном судне АН-2 (или эквивалент) для проведения воздушной тренировки в 2016 году.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подателю жалобы оказано в допуске к участию в электронном аукционе, ввиду непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 1 Раздела 8 документации об аукционе.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Согласно требованиям аукционной документации (п.2 Раздела 4) описание объекта закупки указано в Главе 5 Техническое задание (Спецификация).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия, конкретные показатели товара, указание на которые содержится в Техническом задании.
Так, в частности, Заказчиком в Главе V "Техническое задание (Спецификация)" установлено следующее требование: Для оказания транспортных услуг Исполнителем должно быть предоставлены воздушное судно со следующими основными характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя, характеризующего товар |
Технические характеристики ВС |
1 |
Воздушное судно АН-2 (или эквивалент) |
Число пассажирских мест |
Не менее 10 |
Крейсерская скорость |
Не менее 180 км/час |
||
Посадочная скорость |
Не менее 85 Км/час |
||
Максимальная дальность полета |
Не менее 1000 км |
||
Полный запас топлива (Б 91/115 или аналог AVGAS 100LL) |
Не менее 900 л |
||
Максимальная коммерческая загрузка |
Не менее 1400 кг |
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой услуге, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться).
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания таких требований к услугам, которые являются для него определяющими, но не ограничивающими количество участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели товаров в соответствии со своими потребностями, отмечает, что формулировки технического задания должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, типовыми (унифицированными), соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, что в данном случае не прослеживается.
Так, в графе "Наименование показателя, характеризующего товар" указан следующий показатель: Полный запас топлива (Б 91/115 или аналог AVGAS 100LL), в графе "Технические характеристики ВС" указано - не менее 900 л.
Исходя из формулировок, используемых Заказчиком, с учетом норм Закона о закупках, следовало указать конкретное значение показателя "полный запас топлива (Б 91/115 или аналог AVGAS 100LL) - 900 л., что и было сделано участником закупки.
Вместе с тем, при указании наименования показателя Заказчиком используется союз "или", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку наличие союза "или" предполагает выбор, тогда как изменять наименование показателя участник не вправе.
Указанное выше позволяет сделать вывод о том, что описание объекта закупки (в спорной части) не носит объективный характер, и, как следствие, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссией установлено, что основанием для отказа в допуске к участнику явилось именно наличие союза "или" в наименовании показателя.
Вместе с тем, такие действия Аукционной комиссии не соответствуют требованиям Закона о закупках, поскольку, как отмечено выше, из того, каким образом сформулированы положения аукционной документации следует, что было необходимо указать конкретное значение показателя товара, которым, в данном случае является значение "900".
Довод о том, что исходя из инструкции по заполнению заявки использование союза "или" не допускалось, отклоняется Комиссией, поскольку такое положение инструкции относится к показателям товара, а не к наименованию такого показателя.
Довод о том, что участнику было необходимо изменить наименование показателя отклоняется как не основанный на нормах Закона о закупках.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч.5 названной статьи).
При указанных обстоятельствах, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение ч.5 ст.67 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Авиакомпания "Бриг-Т-Самара" на действия Единой комиссии N 3 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на оказание транспортных услуг на воздушном судне АН-2 (или эквивалент) для проведения воздушной тренировки в 2016 году (изв. N 0356200006016000005) обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии N 3 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края нарушение требований ч.5 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях СГБУ "Пермский лесопожарный центр" нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений, выдать предписание Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, членов Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2016