Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Альянс" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации на строительство автомобильной дороги ул.Большевистская от ул.Мира до ул. 30 лет Победы (изв.N 0156300046616000035),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300046616000035 Планово-аналитическим управлением администрации г.Березники (далее - Уполномоченный орган), МКУ "Служба благоустройства г.Березники" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации на строительство автомобильной дороги ул.Большевистская от ул.Мира до ул. 30 лет Победы.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявка подателя жалобы была признана несоответствующей требованиям и условиям документации об электронном аукционе, поскольку в представленном СРО отсутствуют виды работ: 1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий: 1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 -1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений. 2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий: 2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о закупках Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.69 Закона о закупках Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с п.1 ч.6 ст. 69 Закона о закупках, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В Разделе 7 документации о закупке (редакция от 20.02.2016 г.) Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, на следующие виды работ:
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий:
1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений.
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий:
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод.
II. Виды работ по подготовке проектной документации
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка.
1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения.
3. Работы по подготовке конструктивных решений
5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений.
5.3. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений.
6.4. Работы по подготовке технологических решений объектов транспортного назначения и их комплексов.
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды.
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)
Поскольку в представленной в составе второй части заявки копии свидетельства СРО N 0508.01-2015-5907998326-П-188 от 18.03.2015 г., отсутствовали вид работ по инженерным изысканиям - п.п.1.3, 2.2, в действиях Аукционной комиссии, которая, как указано выше, рассматривает вторые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Как указано выше, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о наличии у участника закупки, в том числе, допусков на выполнение работ по инженерным изысканиям, проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающих виды работ, выполняемых собственными силами.
Согласно ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. N14-ФЗ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В документации о закупке установлен запрет о привлечении субподрядных организаций.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение проектных и изыскательских работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
С учетом наличия функциональной и технологической связи проектных и изыскательских работ объединение в один лот указанных двух видов работ действующему законодательству не противоречит.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом является Министерство регионального развития Российской Федерации, Приказом N 624 от 30.12.2009 утвердившее Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указанные в аукционной документации виды работ содержатся в названном перечне.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Часть 5 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Следовательно, выполнение работ по проектированию всегда предполагает деятельность по организации работ по подготовке проектной документации и лицо, осуществляющее выполнение строительных работ, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации работ по подготовке проектной документации.
Согласно ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В силу ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий; в этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
То есть работы по инженерным изысканиям, выполняемым на этапе архитектурно-строительного проектирования, организуются и контролируются лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документации.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 настоящего кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Названные работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) поименованы в п. 13 перечня, утвержденного Приказом N 624.
Из анализа приведенных норм следует, что для выполнения проектно-изыскательских работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны обладать свидетельством СРО на допуск к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), причем вне зависимости от того, будут они выполнить работы самостоятельно либо с привлечением к выполнению работ субподрядчиков, обладающих необходимыми допусками СРО к перечисленным выше работам.
Кроме того, Комиссия отмечает, что такое свидетельство обеспечивает право проектной организации (юридического лица или индивидуального предпринимателя) привлекать для выполнения инженерных изысканий третьих лиц (субподрядчиков) и является достаточным для заключения с таким участником договора на выполнение проектно-изыскательских работ.
Как указано выше, в документации установлено требование о выполнении работ лично.
Не оспаривая право Заказчика, Уполномоченного органа на использование права, предусмотренного ч.1 ст.706 ГК РФ, Комиссия отмечает, что в данном случае установление требования о выполнении работ лично, противоречит требованиям законодательства.
Как указано ранее, виды работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.
Частью 4 ст.55.8 ГрК РФ определено, что в установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников.
Согласно абз.2 п.2 Приказа N 624 виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, названным положением приказа установлен запрет на осуществление работ по инженерным изысканиям индивидуальными предпринимателями самостоятельно.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание условия аукционной документации, установление в аукционной документации о выполнении потенциальным подрядчиком изыскательских работ собственными силами признается Комиссией неправомерным, нарушающим требования законодательства Российской Федерации, влекущим ограничение доступа к участию в закупке индивидуальных предпринимателей.
При указанных выше обстоятельствах Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования п.1 ч.1 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альянс" на действия Аукционной комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации на строительство автомобильной дороги ул.Большевистская от ул.Мира до ул. 30 лет Победы (изв.N 0156300046616000035),
2.Признать в действиях Планово-аналитического управления администрации г.Березники, МКУ "Служба благоустройства г.Березники" нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях Планово-аналитического управления администрации г.Березники, МКУ "Служба благоустройства г.Березники" нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4.В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, допущенных Заказчиком, Уполномоченным органом, выдать предписание Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки, Заказчику, Уполномоченному органу.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2016