Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 февраля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия
рассмотрев жалобу АО "Камская долина" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВПО "ПГМУ им. Ак. Вагнера" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на строительство крытого спортивно-оздоровительного комплекса с 25-метровым плавательным бассейном (изв. N 0356100001416000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100001416000002 Заказчиком проводился открытый конкурс на строительство крытого спортивно-оздоровительного комплекса с 25-метровым плавательным бассейном.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать требования к услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемой услуге.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заказчиком в п.2.1.3 "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" Главы 5 документации о закупке содержится указание на использование автомобиля КАМАЗ в количестве 2 штуки. При этом, Заказчиком указано, что участник вправе предоставить технику с другими характеристиками, однако, характеристики автомобиля отсутствуют.
Кроме того, установлено, что техническое описание объекта закупки в п.30 и в п.45 содержит указание на товарные знаки - Viton, Hypalon, Siemens (по данным официального сайта Роспатента "Реестр товарных знаков и знаков обслуживания" ) без включения слов "или эквивалент".
Заказчиком также установлено требование о допуске на рабочие характеристики насоса дренажного в соответствии с ISO 9906 Annex A.F.
Вместе с тем, стандарты ISО являются международными и не являются обязательными для применения на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Довод представителя Заказчика о том, что в ГОСТ 6134-2007 указано, что спорный стандарт ISО является обязательным к применению на территории Российской Федерации отклоняется как несостоятельный, поскольку данная ссылка в ГОСТ отсутствует.
Иные доводы подателя жалобы подтверждения не нашли.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении 9 к документации.
Критерием, наряду с ценой контракта, является критерий "Квалификация участника конкурса", состоящий, в том числе, из следующих показателей:
1.1."Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ по контрактам и/или договорам по строительству объектов капитального строительства в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 г., выраженная в наличии 1 и более исполненных контрактов стоимостью не меньше начальной (максимальной) цены контракта". Наличие опыта подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненными сведениями по форме приложения N 6 ГЛАВА VII "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ", копиями исполненных контрактов/договоров на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства за период 01.01.2013 по 31.12.2015г., с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копиями справок о стоимости выполненных работ (КС-2, КС-3). Участник закупки предоставляет сведения и копии требуемых документов по контрактам/договорам, которые были исполнены в период с 01.01.2014 по 31.12.2015г.
1.2 "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии исполненныхв период с 01.01.2014 по 31.12.2015г. контрактов/договоров по выполнению работ по объектам спортивно-оздоровительного назначения с бассейном стоимостью каждого не менее 150 000 000,00 рублей с НДС, оценивается суммарный объем выполненных работ (по формам КС-2,КС-3) выраженный (в сумме, рублях). Наличие опыта по критерию подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненными сведениями по форме N 7 (ГЛАВА VII "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ",); копиями исполненных контрактов/договоров, копиями актов законченных строительством объектов (КС-11), и (или) актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (Форма КС-14), и/или разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию. Участник закупки представляет сведения и копии требуемых документов по контрактам/договорам, которые были исполнены в период с 01.01.2014 по 31.12.2015г.
При этом, согласно требованиям конкурсной документации (п.3.2.1.6), отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с требованиями п.6 ч.2 ст. 51 Закона о закупках, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что требование о подтверждении квалификации участника закупки в части требования о выполнении работ сопоставимого характера и объема прямо предусмотрено Правилами, коррелирует с предметом закупки, и, как следствие, соответствует как Правилам, так и Закону о закупках, более того, позволяет в результате выбрать хозяйствующий субъект, который по квалификации наиболее отвечает требованиям Заказчика.
Доказательств обратного жалоба не содержит.
Отклоняется и довод о том, что в составе документации о закупке отсутствует календарный график производства работ, поскольку он входит в состав документации (Приложение к Техническому заданию).
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Камская долина" на действия ГБОУ ВПО "ПГМУ им. Ак. Вагнера" при проведении открытого конкурса на строительство крытого спортивно-оздоровительного комплекса с 25-метровым плавательным бассейном (изв. N 0356100001416000002) обоснованной в части доводов, касающихся описания объекта закупки.
2. Признать в действиях ГБОУ ВПО "ПГМУ им. Ак. Вагнера" нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать предписание ГБОУ ВПО "ПГМУ им. Ак. Вагнера", Конкурсной комиссии.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2016