Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 февраля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Нео-Трейд" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Октябрьская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0356300076316000014 на поставку сухих молочных смесей и каш для нужд ГБУЗ ПК "Октябрьская ЦРБ",
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300076316000014 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку сухих молочных смесей и каш.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки является поставка смесей и каш для детского питания.
Так, в частности, в Техническом задании установлены следующие требования: п.2 - адаптированная последующая сухая смесь - белок не более 1,5, пребиотики не менее 0,2 г., смесь должна содержать арахидоновую кислоту и докозагексаеновую кислоту, п.1 - адаптированная сухая молочная смесь - белок не более 1,3 г., п. 4 сухая детская последующая гиппоаллергенная смесь - жиры не более 4,0 г. и т.д.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Комиссия, не оспаривая возможность Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает следующее.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется, в том числе, техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013 (далее - Регламент), в соответствии с п.1 которого, настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Из норм Закона о закупках следует, что Заказчик вправе устанавливать показатели товара, которые являются стандартными, иным образом, например, сужать их, но данные показатели должны соответствовать пределам, установленным, в частности, в Регламенте.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что нормированные показатели, установленные Заказчиком, например, белок, заужены, поскольку в соответствии с Регламентом допустимый нормируемый уровень белка в адаптированных молочных смесях составляет 1,2-1,7 гр., но они входят в пределы, установленные Регламентом.
Вместе с тем, как указано выше, Закон о закупках обязывает Заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки использовать стандартные показатели, которые предусмотрены, в данном случае, законодательством о техническом регулировании. В случае, если технические параметры объекта закупки сужены, то аукционная документация должна содержать обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных (п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках).
Комиссией установлено, что какое-либо обоснование в составе аукционной документации отсутствует.
Обоснование сужения показателей, состоящее из выдержек из научных статей, фактически не отражающих потребности именно ГБУЗ ПК "Октябрьская ЦРБ" в определенном содержании, например, белка, приведено Заказчиком в размещенном в ЕИС документе "Ответ на запрос".
Однако, такое обоснование нельзя признать соответствующим требованиям законодательства.
Как указано выше, Заказчиком установлен в документации о закупке, в частности, показатель жира (п.4) - не более 4,0 г.
Исходя из того, каким образом установлен спорный показатель, участник закупки может предложить к поставке товар с содержанием жира 1,0 г., и этом будет соответствовать требованиям, обозначенным Заказчиком. Вместе с тем, указанный таким образом показатель не будет соответствовать требованиям Регламента, в котором, в свою очередь, указаны минимальные и максимальные показатели, в том числе, содержания жира - 3-4 гр. Аналогично по иным показателям.
С учетом изложенного выше, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Иные доводы подателя жалобы подтверждения не нашли.
Так, в соответствии с Законом о закупках Заказчик должен обосновать применение показателей, отличных от стандартных, тогда как в ходе рассмотрения жалобы установлено, что показатели наличия пребиотиков, арахидоновой кислоты, докозагексаеновой кислоты не нормируются. Данное обстоятельство указывается и в жалобе ООО "Нео-Трейд".
Не нашел подтверждения довод о том, что характеристикам, содержащимся в п.2 Технического задания, соответствует исключительно товар "Малютка" производитель "Нутриция". В материалы дела представлены доказательства, что заявленным характеристикам удовлетворяет товар как минимум еще одного производителя - Нутрилак Премиум 2.
Доказательства обратного отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нео-Трейд" на действия ГБУЗ ПК "Октябрьская ЦРБ" при проведении электронного аукциона N 0356300076316000014 на поставку сухих молочных смесей и каш для нужд ГБУЗ ПК "Октябрьская ЦРБ" обоснованной в части отсутствия обоснования сужения показателей, в части неверного установления показателей.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Октябрьская ЦРБ" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2016