Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Альфа Тендер" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ЧРБ им.В.Г.Любимова" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание вентиляции на 2016 г. (изв. N 0356300006816000022),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300006816000022, Заказчиком проводился электронный аукцион на техническое обслуживание вентиляции на 2016 г.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п.1 Раздела 8 информационной карты аукционной документации установлены требования, аналогичные обозначенным.
Согласно пп.6 п.3 Раздела 8 Информационной карты аукционной документации показатели, характеризующие поставляемый товар (товар, используемый при выполнении работы, оказании услуги), должны соответствовать показателям, установленным в Главе V "Техническое задание (Спецификация)" (далее - Техническое задание, ТЗ).
Вместе с тем, изучив Техническое задание, Комиссия установила, что помимо показателей используемого при выполнении работ товара, Техническое задание содержит, в том числе, перечень работ по текущему ремонту, регламент проведения технического обслуживания, требования к безопасности работ, к режиму работ, к порядку выполнения работ.
Таким образом, положения аукционной документации, утвержденной Заказчиком, вводят участников закупки в заблуждение, относительно содержания первой части заявки, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Кроме того, в п.14 Требований к используемым для выполнения работ товарам Технического задания (далее - Требования) Заказчиком установлены следующие требования: смесь сухая растворная штукатурная цементная или известковая по ГОСТ 28013-98; наибольшая крупность зерен заполнителя не более 2,5 мм; частный остаток на сите N 2,5 при просеивании должен быть 0%.
Согласно п.4.14.8 ГОСТ 28013-98 наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не более: - кладочные (кроме бутовой кладки) 2,5
- бутовая кладка 5,00
- штукатурные (кроме накрывочного слоя) 2,5
- штукатурные накрывочного слоя 1,25
- облицовочные 1,25.
Заявитель полагает, что в п.14 Требований Заказчиком установлены противоречивые требования значения наибольшей крупности зерен заполнителя и частного остатка на сите N 2,5 при просеивании, в части невозможности указания максимального значения наибольшей крупности заполнителя 2,5 мм. В свою очередь, согласно пояснения Заказчика, частный остаток 0% при просеивании песка через сито 2,5 означает, что зерно 2,5 мм при просеивании провалится в сито 2,5, что соответствует как требованиям аукционной документации так и ГОСТ 28016-98. Таким образом, в данной части, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не установлено. Иного не доказано.
В п.22 Требований Заказчиком установлено требование к химическому составу флюса сварочного плавленого по ГОСТ 9087-81, в том числе установлено требование к единице измерения "% по массе". Согласно пояснениям Заказчика, при подготовке технического задания была допущена ошибка, так, в соответствии с ГОСТ 9087-81 химический состав должен измеряться в процентах, а не в процентах по массе. Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что довод Заявителя об установлении завышенного требования о химическом составе флюса в п.22 Требований не нашел своего подтверждения, так как, согласно п.2.2 ГОСТ 9087-81 для каждой марки флюса установлены различные диапазоны массовой доли оксидов кремния (IV), марганца (II), кальция, магния и алюминия. В данном случае, указание конкретных показателей химического состава будет характеризовать определенную марку флюса. Следовательно, в действиях Заказчика в данной части нарушений Закона о закупках не имеется.
В п.19 Заказчиком установлены следующие требования: сверла спиральные по металлу класса B1 или B по ГОСТ 10902; на сверлах четко нанесены: - товарный знак предприятия-изготовителя; - диаметр сверла; - марка стали; - класс точности (кроме В).
Согласно п.6 ГОСТ 10902-77 технические требования к сверлам установлены в ГОСТ 2034-80. В п.1.24 ГОСТ 2034-80 указано, что на сверлах должны быть четко нанесены: - товарный знак предприятия-изготовителя; - диаметр сверла; - марка стали; - класс точности (кроме В). Таким образом, отмеченные требования установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ 10902-77, что так же не противоречит положениям Закона о закупках.
В п.13 Требований Заказчиком установлены требования: стальной уголок N 2,5-3 по ГОСТ 8509-93; длина уголка не более 2500 мм. В соответствии с п.9 ГОСТ 8509-93 уголки изготавливают длиной от 4 до 12 м. Согласно пояснениям Заказчика, при подготовке технического задания была допущена ошибка. Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п.1 Требований Заказчиком установлено, что при выполнении работ необходимо использовать фильтрующую вставку класса фильтрации EU3 сечением 400х200 мм для установки Компакт 1112М, 1109М. Согласно пояснениям Заказчика "Компакт 1112М, 1109М" является не моделью фильтрующей вставки, а моделью приточной установки, для которой необходимо заменить фильтрующие вставки. На основании чего, Комиссия установила, что в данной части в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
В п.12 Требований Заказчиком установлено требование о соответствии кабеля медного силового ГОСТ 16442-80.
Согласно п.2 Приказа Росстандарта от 25.06.2010 N 117-ст "Об изменении даты введения в действие национального стандарта" ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия" применяется на территории Российской Федерации только на кабельную продукцию, изготавливаемую по заказу Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2011 г.
Исходя из того, что данный электронный аукцион проводится не в рамках заказа Министерства обороны РФ, включение требования о соответствии кабеля медного силового ГОСТ 16442-80 является не допустимым. Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Довод Заявителя о том, что поскольку документация о закупке частично размещена в формате "pdf", что не обеспечивает возможность копирования, поиска, и, как следствие, ограничивает ознакомление с текстом документа, действия Заказчика нарушают требования Закона о закупках, отклоняется Комиссией на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о закупках информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о закупках документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В ч. 5 ст. 112 Закона о закупках, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок", в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет Федеральному казначейству: обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок не позднее 1 января 2016 г., при этом возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений должна быть обеспечена не позднее 1 января 2017 г.
С 1 января 2016г. Единая информационная система в сфере закупок введена в эксплуатацию.
В Разделе "Дополнительно" Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) опубликованы обучающие материалы, в числе которых имеется "Руководство пользователя. Официальный сайт ЕИС Редизайн", в котором отсутствует запрет на публикацию документов в Единой информационной системе в формате "pdf".
При этом, в данном Руководстве указано, что быстрый поиск работает с документами следующих форматов: docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, ppt, odf, а также с файлами данных форматов, которые находятся в архивах rar, zip.
Таким образом, функционал Единой информационной системы в сфере закупок позволяет осуществлять копирование, поиск, и, как следствие, ознакомление с текстом документа в формате pdf, в связи с чем, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках.
Заявитель так же полагает, что в п.12 Требований установлены требования к кабелю медному силовому с пластмассовой изоляцией, которые не соответствуют ГОСТ 31996-2012, в свою очередь, в указанном пункте Требований не установлено соответствие кабеля ГОСТ 31996-2012. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о несостоятельности такого довода. Следовательно, в данной части в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно пп.8.5 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации установлены следующие обязательные условия при заполнении Главы V "Техническое задание (Спецификация)":
- в п. 5 технического задания значение показателя "Бактерицидная отдача" необходимо округлять до 3 знаков после запятой, а значение показателя "Бактерицидный поток" - до 1 знака после запятой.
- в п. 6 технического задания необходимо указать напряжение, на которое рассчитан кабель. В случае применения кабелей, рассчитанных на напряжение 1 кВ, наличие формулировки "допускается применение кабеля на 0,66 кВ" в заявке не допускается. При выборе типа маркировки изоляции необходимо указывать значения показателей только для выбранного типа маркировки. При применении цветовой маркировки изоляции наличие формулировки "Также допускается цифровая маркировка жил" в заявке не допускается.
- в п. 7 технического задания требование "предельное отклонение по толщине полки +0,3 -0,4 мм" является показателем, значение которого не может изменяться.
- в п. 8 технического задания требование "растворная смесь не содержит золы-уноса более 20% массы цемента" является показателем, значение которого не может изменяться. При выборе типа вяжущего необходимо указывать значения показателей только для выбранного типа вяжущего. В заявке не допускается наличие характеристик извести в случае применения цементного строительного раствора (и наоборот). При выборе портландцемента необходимо указать марку, а в случае применения быстротвердеющего портландцемента - также указать тип "быстротвердеющий". В случае применения не быстротвердеющего портландцемента наличие формулировки "Возможно применение быстротвердеющего портландцемента марки 400-500" в заявке не допускается.
- в п. 13 технического задания "максимальный линейный размер поры или шлакового включения" и "покрытие не должно разрушаться при свободном падении электрода плашмя на гладкую стальную плиту с высоты" являются наименованиями показателей и в заявках участников должны отражаться в неизменном виде.
- в п. 14 технического задания значение показателя "Толщина покрытия" должно выражаться в виде диапазона чисел.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Техническое задание не содержит вышеуказанных показателей в пунктах 5-8, 13, 14.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о закупках в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ч.5 ст.65 Закона о закупках указано, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
20.02.2016 г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано разъяснение положений аукционной документации, согласно которому Заказчик поясняет, что при подготовке аукционной документации была допущена ошибка в п. 3 раздела 8 "Требования к содержанию заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" (позиции, указанные в инструкции, не соответствовали позициям технического задания), а также в этом разъяснении Заказчик приводит инструкцию по заполнению пунктов 12, 13, 14, 19, 20, 21, 22 технического задания. Следует отметить, что данные действия не соответствуют требованиям ч.5 ст.65 Закона о закупках.
Более того, инструкция по заполнению заявок не содержит информации о том, как необходимо отразить в своей заявке значение показателя, указанное с использованием знака "/".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 26.02.2016 г. из девяти поступивших заявок на участие в электронном аукционе допущен лишь один участник.
Резюмируя результаты контроля, Комиссия отмечает, что выявленные в действиях Заказчика нарушения Закона о закупках ввели участников закупки в заблуждение, что не позволило сформировать соответствующую требованиям Закона о закупках и аукционной документации заявку, что привело к отказу в допуске к участию в электронном аукционе участникам под номерами заявок 1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11. На основании изложенного, следует отметить, что данная закупка не отвечает принципам статей 7, 8 ,11, 12 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа Тендер" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание вентиляции на 2016 г. (изв. N 0356300006816000022) обоснованной в части 2, 5, 6, 8 доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, ч.5 ст.65 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016