Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Жасмин" (далее - Заявитель) на действия КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского кррая (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству транспортной развязки на км 19+500 автомобильной дороги "Пермь-Усть-Качка" на подъезде к терминалу аэропорта Большое Савино (изв.N 0156200009915000544),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009915000544 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству транспортной развязки на км 19+500 автомобильной дороги "Пермь-Усть-Качка" на подъезде к терминалу аэропорта Большое Савино.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п. 4 ч. 8 ст. 105 Закона о закупках, жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, Комиссия находит доводы жалобы подлежащими удовлетворению в части.
В жалобе Заявитель указывает на то, что разъяснения положений аукционной документации не дают ответов на поставленные вопросы. При этом, представитель Заявителя, Уполномоченного органа подтвердили (и Заявителем не оспаривается), что все ответы были даны в установленный срок.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о закупках, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч.4 ст.65 Закона о закупках).
В ч.5 ст.65 Закона о закупках обозначено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что с соблюдением требований Закона о закупках, обозначенных выше, Заказчиком, Уполномоченным органом были опубликованы разъяснения положений документации о закупке.
Поскольку требований к содержанию разъяснений положений аукционной документации Законом о закупках не установлено, довод Заявителя подлежит отклонению.
Согласно п. 2 п. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в Требованиях к используемым при выполнении работ товарам.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Требованиях к используемым при выполнении работ товарам.
Довод Заявителя о том, что требования к кислороду техническому газообразному (п.19) установлены не законно, так как его следов в законченном строительством объекте не остается, подтверждения не нашел.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
То обстоятельство, что кислород будет использоваться при выполнении работ, не опровергнуто представителем Заявителя.
Довод о том, что в документации установлено требование об указании показателей товара, определить которые возможно только на основании результатов технологических испытаний, не может быть принят во внимание, поскольку, как указано выше, Заказчик, Уполномоченный орган самостоятельно формируют объект закупки.
Анализ документации показал, что в данной части описание объекта закупки носит объективный характер и не противоречит правилам описания объекта закупки, приведенным выше.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
В документации о закупке, в частности в пп. 12, 22, 24, 74 установлены требования к химическому составу сырья и материалов, используемых при изготовлении товаров, например, апататит - не более 10 % по массе, марка цинка, производимого для цинкования - свинец - не более 0,02 %, мышьяк - не более 0,0005 %, азот - не более 0,020 % и т.д.
Учитывая, что Закон о закупках предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретные показатели, характеристики товаров в соответствии с требованиями аукционной документации, предоставление сведений о сырье и материалах, используемых при изготовлении указанных товаров, Законом о закупках не предусмотрено.
Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Доводы о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом незаконно установлены требования к составу асфальтобетонной смеси ГОСТ 9128-2013, а именно, к щебню, к песку, к битуму, к минеральному порошку, подтверждения не нашли.
Согласно ГОСТ 9128-2013 - асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
Поскольку асфальтобетонная смесь состоит из минеральной части [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] и битума, в данной части нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Не усматривает антимонопольный орган нарушений и при указании в документации о закупке товарных знаков, поскольку согласно п.3 Раздела 8 документации о закупке, товарные знаки необходимо читать в сочетании со словами "или эквивалент".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требования к составу второй части заявки обозначены Заказчиком в п.2 Раздела 8 документации о закупке. Так, вторая часть заявки должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
- свидетельство о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1.Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.2.6. Мосты (большие и средние)
Заявитель указывает, что допуск 33.2.6 установлен незаконно. При этом, какая норма Закона о закупках, Градостроительного кодекса РФ нарушена, представитель ООО "Жасмин" не указал.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ (далее - Градостроительный кодекс) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.33.2, п. 33.2.1, п.33.2.6.
Исходя из смысла указанных выше норм права, если условия документации о закупке предусматривают проведение работ, которые содержатся в Приказе N 624, следовательно, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в объект закупки входят работы, требующие допуска 33.2.6.
Доказательств того, что в объект закупки не входят работы, требующие допуска 33.2.6, Заявителем не представлено.
Помимо прочего, представитель ООО "Жасмин" пояснил, что Общество обладает допуском 33.2.6.
Указывая на незаконность установления данного требования, представитель ООО "Жасмин" ссылается на то, что у иных участников, возможно, не такого допуска, и, как следствие, они не могут принять участие в закупке.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.105 Закона о закупках, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
То есть действия (бездействия) Заказчика, Уполномоченного органа должны нарушать права и законные интересы непосредственно участника закупки. В этой связи отклоняется довод о том, что положения аукционной документации нарушают права и законные интересы иных участников закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 25.02.2016 года, на участие в закупке было подано 7 заявок, 4 отозваны, 2 признаны несоответствующими требованиям аукционной документации, 1 признана соответствующей.
Представитель ООО "Жасмин" пояснил, что заявка на участие в закупке от Общества подавалась.
Комиссия отмечает, что, не смотря на все нарушения, которые, по мнению ОО "Жасмин" допущены при формировании аукционной документации, Общество подало заявку, т.е сформировало свое предложение.
Оснований полагать, что выявленные нарушения требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, допущенные Заказчиком, Уполномоченным органом, в части установления требований к химическому составу, повлияли на результат закупки, согласно пояснениям представителей Общества, у Комиссии не имеется, поскольку по указанным положениям аукционной документации никому из участников закупки отказано в допуске к участию в закупке. С учетом изложенного, Комиссия считает возможным предписание не выдавать (п.3.36 административного регламента).
При этом, то обстоятельство, что по спорным пунктам, содержащимся в жалобе, озвученным в ходе ее рассмотрения, заявка подателя жалобы не была признана несоответствующей, может свидетельствовать о том, что затруднений при заполнении заявки, вызванных тем, что требования к показателям установлены с нарушением положений Закона о закупках, у участника закупки не возникло.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Жасмин" на действия КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству транспортной развязки на км 19+500 автомобильной дороги "Пермь-Усть-Качка" на подъезде к терминалу аэропорта Большое Савино (изв.N 0156200009915000544) обоснованной в части установления требований к химическому составу товаров, используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3.Предписание не выдавать, так как выявленное нарушение требований Закона о закупках не повлияло на результат закупки и не привело к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы.
4.Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2016