Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Эфир-Медиа" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по информированию населения Пермского края через печатные средства массовой информации по темам агропромышленного комплекса Пермского края (извещение N 0156200000916000007),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200000916000007 Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по информированию населения Пермского края через печатные средства массовой информации по темам агропромышленного комплекса Пермского края .
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи.
Согласно ч.8 ст.99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В соответствии с вышеизложенным, у Пермского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению правомерности действий Заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта в рассматриваемой закупке.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать требования к услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемой услуге.
Согласно требованиям Технического задания (п.3.3) общий объем публикаций 27 420 кв. см. газетной площади за период действия Контракта, периодичность выхода печатного средства массовой информации (далее СМИ) - ежедневный выпуск не реже 3 (трех) раз в неделю, еженедельный выпуск -1 (один) раз в неделю. Объем публикаций 27 420 кв. см. газетной площади за период действия Контракта, периодичность выхода печатного средства массовой информации - ежедневный выпуск не реже 3 (трех) раз в неделю, еженедельный выпуск -1 (один) раз в неделю (п.4.1). Исполнитель размещает согласованный с Заказчиком информационный материал в ежедневных номерах газеты тиражом не менее 7000 экземпляров, еженедельных номерах газеты тиражом не менее 30 000 экземпляров (п.4.5).
Довод Заявителя о том, что, по сути, речь идет об одном СМИ, которое не может быть одновременно и ежедневным, и еженедельным, был признан представителями Заказчика.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
В свою очередь, представители Заказчика пояснили, что 02.03.2016 г. в документацию были внесены изменения, в том числе, слова "еженедельный", "ежедневный" были исключены.
Заявитель также указывает, что с учетом положений Технического задания не возможно определить какой объем из заявленного объема публикаций должен быть размещен в не менее 7000 экземплярах, а какой в не менее 30 000 экземпляров.
Комиссия находит данный довод подателя жалобы обоснованным.
В редакции до внесения изменений спорное требование установлено следующим образом: Общий объем публикаций 27 420 кв. см. газетной площади за период действия Контракта, периодичность выхода печатного средства массовой информации (далее СМИ) - ежедневный выпуск не реже 3 (трех) раз в неделю, еженедельный выпуск -1 (один) раз в неделю. Объем публикаций 27 420 кв. см. газетной площади за период действия Контракта, периодичность выхода печатного средства массовой информации - ежедневный выпуск не реже 3 (трех) раз в неделю, еженедельный выпуск -1 (один) раз в неделю.
Представитель Заказчика пояснила, что в документацию в данной части были внесены изменения, спорное требование установлено следующим образом: Общий объем публикаций 27 420 кв. см. газетной площади за период действия Контракта. Объем публикаций 27 420 кв. см. газетной площади за период действия Контракта, периодичность выхода печатного средства массовой информации (далее - газеты) - не реже 4 раз в неделю. Тираж каждого номера газеты, выходящего не реже 3 (трех) раз в неделю, составляет не менее 7 000 экз., тираж каждого номера газеты, выходящего не реже 1(одного) раза в неделю, составляет не менее 30 000 экз. При этом, пояснила, что при определении объема необходимо руководствоваться п.4.9 Технического задания.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что и из данных формулировок не возможно определить какой объем из заявленного объема публикаций должен быть размещен в не менее 7000 экземплярах, а какой в не менее 30 000 экземпляров, и, как следствие, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Критерии оценки заявок установлены в Главе 3 документации о закупке. Так, одним из критериев является критерий "Квалификация участника конкурса", состоящий из подкритерия "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимых по характеру с предметом конкурса", при этом, опыт подтверждается совокупным тиражом печатного средства массовой информации.
То обстоятельство, что, в данном случае, опыт участника не может быть подтвержден совокупным тиражом печатного средства массовой информации, также было признано представителем Заказчика.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Как установлено Комиссией, 02.03.206 г. также были внесены изменения в части замены критерия на "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (Качественные характеристики объекта закупки), состоящего из подкритерия "Качество услуги - в виде совокупного тиража печатного средства массовой информации за период с 01 января 2015г. по 31 декабря 2015 г. (далее - услуги) - НЦБ1i ий".
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эфир-Медиа" на действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по информированию населения Пермского края через печатные средства массовой информации по темам агропромышленного комплекса Пермского края (извещение N 0156200000916000007) не подлежащей рассмотрению в части формирования обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
2.Признать жалобу ООО "Эфир-Медиа" на действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по информированию населения Пермского края через печатные средства массовой информации по темам агропромышленного комплекса Пермского края (извещение N 0156200000916000006) обоснованной.
3. Признать в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Признать в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
5. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать предписание действиях Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ппермского края.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2016