Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Садовника И.Р. (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку эндопротезов тазобедренного сустава для нужд ГБУЗ ПК "МСЧ N9" (извещение N 0356300056716000042),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300056716000042 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку эндопротезов тазобедренного сустава для нужд ГБУЗ ПК "МСЧ N9".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о закупках, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о закупках).
В ч. 5 ст. 65 Закона о закупках обозначено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
21.02.2016г. в адрес Заказчика поступил запрос, в том числе, следующего содержания:
1. Предметом закупки являются компоненты тазобедренного сустава. Возможно ли поставка компонентов производства различных производителей, или поставка в рамках одного компонента из компонентов разных производителей? ( к примеру головки разных производителей) Закупая разные компоненты тазоберенных суставов Техническое задание содержит только один вариант головки и если он должен быть одного производителя, можно ли предлагать другие компоненты отличных от компании Смит и Нефью производителей?
2. Головку со смещением центра ротации -3 производит только компания Смит и Нефью. Все остальные производят головки со смещением центра ротации -3,5 или 4 мм. Как понимать выражение не более -3, с математической точки зрения, с учетом отрицательного числа?, т.е. -3,5 является числом меньшим чем -3? или по замыслу автора большим? Если большим, то как можно предложить другую продукцию, если данный параметр блокирует предложение других производителей?
24.02.2016г. Заказчиком опубликованы следующие разъяснения:
1. В технической документации указаны параметры продукции в соответствии с клиническими потребностями заказчика. В технической документации нет указания на соответствие запрашиваемых характеристик продукции конкретного производителя. Технические требования не являются исключительными для фирмы "Смит энд Нефью Инк.", соответствуют свойствам других производителей, например Aesculap, и таким образом не ограничивает конкуренцию и поставку товара. Любой участник закупки имеет возможность определить товар в соответствии с указанными в техническом задании требованиями, в котором нуждается Заказчик и поставить его, приняв участие в аукционе.
2. Вопрос составлен некорректно так как, участник закупки спрашивает о какой-то "головке со смещением центра ротации -3", хотя в представленной технической документации в разделе "головки эндопротеза тазобедренного сустава" подобной головки нет. В разделе 2.4.3. указана глубина посадки головки в диапазоне от не более -3 до не более +15, что говорит только о размерном ряде головок эндопротеза тазобедренного сустава от -3 до +15, и не более того. Данные технические требования соответствуют свойствам других производителей, например Aesculap, и таким образом не ограничивает конкуренцию и поставку товара. Формулировка "не более -3" не противоречит нормативам, установленным Законом N44-ФЗ к оформлению аукционной документации и не вызывает двоякого толкования.
Комиссией установлено, что с соблюдением требований Закона о закупках, обозначенных выше, Заказчиком были размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации о закупке.
Комиссия отмечает, что требований к содержанию разъяснений положений аукционной документации Законом о закупках не установлено.
Кроме того, Комиссия отмечает, что опубликованные Заказчиком разъяснения положений аукционной документации не изменили ее суть.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что, во-первых, техническим характеристикам, установленным в Техническом задании, соответствуют товары производителей "Смит энд Нефью Инк." И Aesculap, во-вторых, в заявке на участие в электронном аукционе должны быть указаны значения "от -3 до +15", без изменений.
Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем требования аукционной документации в полной мере соответствуют требованиям Закона о закупках.
Кроме того, Комиссией установлено и представителем Заявителя подтверждено, что Заявителем подана заявка на участие в электронном аукционе, что свидетельствует о том, что требования аукционной документации с учетом разъяснений Заказчика были понятны Заявителю.
Таким образом, в действиях Заказчика не может быть установлено нарушений требований Закона о закупках. Доказательств, подтверждающих обратное, не представлено.
Запрос ИП Садовника И.Р. от 21.02.2016г. о разъяснении положений аукционной документации содержал также следующий вопрос:
Раздел 4 п.19 информационной карты содержит возможность снижения цены контракта без изменения количества закупаемой продукции в процессе исполнения контракта по договоренности с поставщиком. Прошу разъяснить какие для этого могут быть основания у Заказчика после заключения договра? На какую норму 44 ФЗ опирается данное требование и возможно ли его исключение из текста договора.
24.02.2016г. Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации:
Возможность снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта предусмотрена подпунктом а) пункта 1) части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Возможность изменения условий контракта предусмотрена п.19 раздела 4 документации о закупке и п.8.5 договора. Исключение указанного пункта из договора считаем нецелесообразным.
Комиссия отмечает, что возможность снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта прямо предусмотрена пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о закупках. В указанной норме Закона о закупках обозначено, что снижение цены контракта допускается по соглашению сторон.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, установившего спорное положение в аукционной документации, отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
Кроме того, разъяснения положений аукционной документации, опубликованные Заказчиком, соответствуют требованиям Закона о закупках, в связи с чем, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
Запрос ИП Садовника И.Р. от 21.02.2016г. о разъяснении положений аукционной документации содержал также следующий вопрос:
Прошу разъяснить, что имеется в виду в п. 7.6 и 7.7 проекта Гражданско- правового договора относительно проведения экспертизы? ч.2 ст. 33 44 ФЗ говорит, что "Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В Техническом задании в нарушение данной статьи установлено множество требований, которые заказчик не может проверить при приемке, так как информация о них не предусмотрена Гост Р ИСО 15223-1-2014 определяющим обязательную информацию на упаковке. Прошу разъяснить каким образом и как Заказчик будет проводить прописанную в договоре экспертизу?
На официальном сайте Заказчиком 24.02.2016г. опубликованы соответствующие разъяснения положений аукционной документации.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что экспертиза может осуществляться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации, в соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о закупках. Указанная норма Закона о закупках включена в текст пп. 7.6 и 7.7 типового контракта на поставку расходных материалов.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что обозначенные в контракте Заказчиком положения соответствуют требованиям Закона о закупках.
Из изложенного следует, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о закупках, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В ч. 1 ст. 2 Закона о закупках указано, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В ст. 513 ГК РФ установлено следующее:
1. Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
2. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
3. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
Порядок приемки товара обозначен Заказчиком в Разделе 7 проекта контракта аукционной документации.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что приемка товара в проекте контракта разделена на два этапа, по результатам каждого этапа приемки товара делается отметка в товарной накладной, при этом, общий срок приемки товара составляет два рабочих дня. Представитель Заказчика также пояснила, что в проекте контракта отсутствует обязанность Поставщика присутствовать при приемке товара Заказчиком.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что аукционная документация в части приведенных положений проекта контракта не противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Садовника И.Р. на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку эндопротезов тазобедренного сустава для нужд ГБУЗ ПК "МСЧ N9" (извещение N 0356300056716000042) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2016