Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 12 февраля 2016 г. N 44-15/16
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Профит Мед СПб" на положение документации об аукционе на поставку лекарственного препарата -5 для лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан (идентификационный номер: 020-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0157200004216000010) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
18 января 2016 года Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации объявлен электронный аукцион на поставку на поставку лекарственного препарата -5 для лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан (идентификационный номер: 020-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0157200004216000010).
Извещение о проведении вышеуказанного открытого аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 18 января 2016 года 11:57.
Начальная (максимальная) цена контракта - 358 815,50 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.02.2016 10:00.
По итогам окончания подачи заявок подано 3 (три) заявки, все допущены до участия в аукционе (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0157200004216000010-1 от 09.02.2016 года).
Аукцион состоялся 12 февраля 2016 года, участвовали все три заявки, понижение на 6,5% , лучшее предложение о цене контракта 290 265,67 рублей.
05 февраля 2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 12 февраля 2016 года в 16 часов 30 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N76 от 04.02.2016 года).
На положение документации об аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, N ЗД -01-0260 от 11.02.2016 года, в материалах дела).
Документация полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования (далее - МНН) лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группированные наименования, если объектом закупки является лекарственные средства.
Пункт 16 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что международное непатентованное наименование лекарственного средства - это наименование действующего вещества фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения.
Следовательно, МНН лекарственного препарата указывает на фармацевтическую субстанцию (действующее вещество), которая содержится в соответствующем лекарственном препарате и определяет его эффективность.
Согласно пункта 24 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств под эффективностью лекарственного препарата понимается характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.
Таким образом, МНН лекарственного препарата является его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика.
Государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС) содержит информацию о зарегистрированных препаратах. Например согласно которому с МНН "Парацетамол" зарегистрированы сотни торговых наименований (например - Парацетамол Роутек) различных производителей, в том числе и из стран Евразийского союза.
Согласно документации об аукционе Заказчик закупает следующие лекарственные препараты:
Международные непатентованные наименования |
1. Азитромицин |
2. Амитриптилин |
3. Амоксициллин+[Клавулановая кислота] |
4. Беклометазон |
5. Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин |
Все данные лекарственные препараты находятся в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 года N1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) определяются ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, предполагается, что установленные ограничения предназначены для стимулирования развития отечественного производства лекарственных препаратов.
Частью 1 Постановления установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень ЖНВЛП (с одним МНН или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Объектом оспариваемого аукциона является поставка 5 (пяти) различных лекарственных препаратов с различным международным непатентованным наименованием.
То есть условия, предусмотренные частью 1 Постановления не соблюдены, однако Заказчиком в документации об аукционе (п.2.2 ч.2 Инструкции для участников закупки) установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки копии сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком осуществлялась закупка противовоспалительных, болеутоляющих и антисептических лекарственных с нарушением положений части 3 статьи 14, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты российского внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, по мнению Комиссии, в случае потребности учреждения в закупке лекарственного препарата из перечня ЖВЛП, Заказчик должен соблюдать национальный режим, руководствоваться положениями статьи 14 Закона о контрактной системе и условиями осуществления закупок (с одним международным непатентованным наименованием, являющегося предметом одного контракта), которые установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 года N1289.
Правительством РФ устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для проведения закупок и самое главное, что закупки государством лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ежегодно утверждаемый Правительством РФ, обеспечивают лечение и сохранение в целом ряде случаев жизни пациентов, которые не в состоянии вследствие низкой платежеспособности приобретать дорогостоящие препараты.
На закупки лекарственных средств распространяются как общие правила Закона о контрактной системе, так и специально разработанные для закупок лекарственных средств, а специальным правилом в отношении закупок лекарственных средств является установление дополнительного основания отстранения участника от закупки, в целях поддержки отечественного производителя и производителей.
Не соблюдение Заказчиком вышеуказанных условий части 1 Постановления, а именно объединение при закупке лекарственных препаратов из перечня ЖВЛП с различными МНН и требуя предоставления в составе заявке на участие в аукционе сертификата формы СТ-1, приводит к неэффективности проведения таких закупок и как следствие не обеспечение потребности Заказчика в лекарственных препаратах, именно так и произошло в итоге проведения оспариваемого аукциона.
Таким образом, в случае если Заказчик осуществляет закупку лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП не в соответствии с условиями Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1286, то в целом блокируется стратегия государства по поддержке отечественных производителей лекарственных средств и обеспечения импортозамещения, и уход из под юрисдикции вышеуказанного Постановления.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофитМед СПб" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 года N1289.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона и внесении изменений в документацию.
4. Материалы дела передать сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица, утвердившего документацию об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 12 февраля 2016 г. N 44-15/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2016