Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 15 февраля 2016 г. N 44-17/16
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области" на действия комиссии уполномоченного органа при рассмотрении вторых частей заявок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по лабораторным исследованиям (идентификационный номер: 024-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000316000028) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
18 января 2016 года уполномоченным органом - Государственным комитетом Псковской области по организации государственных закупок по заданию Заказчика - ГБУЗ "Псковская детская городская поликлиника " объявлен электронный аукцион на оказание услуг по лабораторным исследованиям (идентификационный номер: 024-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000316000028).
Извещение о проведении вышеуказанного открытого аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 18 января 2015 года 14:27.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 113 900,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 26.01.2016 10:00.
По итогам окончания подачи заявок подано 4 (четыре) заявки, все допущены до участия в аукционе (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0157200000316000028-1 от 29.01.2016 года).
Аукцион состоялся 01 февраля 2016 года, участвовало 4 (четыре) участника аукциона, понижение на 59,39%, лучшее предложение о цене контракта 858 494,00 рубля.
02 февраля 2016 года итоговым протоколом N0157200000316000028-3 по итогам рассмотрения вторых частей заявок 1 (одна) заявка отклонена (подателя жалобы), с наименьшим предложением о цене контракта.
08 февраля 2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 15 февраля 2016 года в 10 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N178 от 08.02.2016 года).
Необоснованный отказ по вторым частям заявок на участие в аукционе.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (в материалах дела).
Заявка ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области" отклонена в связи с не предоставлением копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по клинической лабораторной диагностике.
Представители Заказчика, не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (в материалах дела, исх.N183 от 12.02.2016 года).
Для выполнения исследований указанных в техническом задании необходимо все три вида лицензии, которые указаны в извещении о проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона заявка ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области" признана не соответствующей требованиям документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 2.2 части 2 Инструкции для участников закупки установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки:
4) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: копия лицензии на осуществление медицинской деятельности: по бактериологии, лабораторному делу и клинической лабораторной диагностике.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев отклоненную заявку, установила, что в составе заявки на участие в аукционе участники закупки ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области" не представлена копия лицензии на осуществление медицинской деятельности по клинической лабораторной диагностике.
Следовательно, аукционная комиссия, приняв решение о не соответствии заявки ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области" требованиям документации об аукционе, не нарушила Закон о контрактной системе.
Таким образом, по итогам рассмотрения жалоба признана не обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия установила следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
Представители заказчика на заседании Комиссии и в письменных пояснениях пояснили, что не согласны с доводами заявителя, изложенными в жалобе, исходя из следующего.
Медицинская лицензия по направлению бактериология разрешает осуществлять работы по выделению, накоплению бактерий (возбудителей инфекционных заболеваний), определению их свойств, что необходимо при проведении исследований изложенных в разделе 3 "Технического задания".
Медицинская лицензия по направлению лабораторное дело разрешает осуществлять выполнение работ (услуг) направленных на техническое, методологическое, организационное обеспечение медицинских лабораторных исследований и практическое их выполнение. Услуги, оказываемые в соответствии с данной лицензией, осуществляются специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Требование к предоставлению медицинской лицензии по направлению клиническая лабораторная диагностика было заявлено в связи с тем, что перечень оказываемых услуг представленных в разделе 3 "Технического задания" являются в общей степени бактериологическими исследованиями, а бактериология является узкой специализацией в рамках единой клинической лабораторной диагностики. Услуги, оказываемые в соответствии с данной лицензией, осуществляются специалистами с высшим медицинским образованием, поскольку результаты клинических лабораторных исследований должны удовлетворять медицинским требованиям по аналитической надежности, клинической информативности и своевременности выполнения, что необходимо для обеспечения гарантии качества и достоверности исследований изложенных в разделе 3 "Технического задания".
В разделе 3 "Технического задания" содержатся такие исследования, как например, исследования мочи. Для данного исследования необходимо произвести следующие действия: как и любой образец, предназначенный для микробиологического исследования, мочу необходимо:
- осмотреть макроскопически;
- исследовать под микроскопом;
- произвести посев на питательную среду, чтобы определить присутствие бактерий.
Комиссия Псковского УФАС России заслушав доводы сторон а также изучив материалы дела, пришла к следующим выводам:
Извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по лабораторным исследованиям (номер извещения: 0157200000316000028) содержит единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), а именно наличие у участника закупки копии действующих лицензий на осуществление медицинской деятельности: по бактериологии, лабораторному делу и клинической лабораторной диагностике.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона РФ от 04.05.2011 N99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к указанному положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В указанный перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по бактериологии, лабораторному делу, клинической лабораторной диагностике
В соответствии с техническим заданием аукционной документации объектом закупки являются бактериологические исследования, а именно исследование образцов: крови, испражнений, мазков из носа и зева, носоглоточной слизи, мокроты, мочи, отделяемого ран, гноя, отделяемого половых органов, отделяемого глаз, ушей, грудного молока.
Все данные исследования проводятся с целью выявления в исследуемых образцах наличия микроорганизмов, их количества, и взаимодействия, что является бактериологическим, вирусологическим исследованием, в отличие от клинической лабораторной диагностики, которая направлена на исследование химического состава и свойств исследуемых образцов (крови, мочи, и т.д.).
Необходимость исследования анализов (крови, мочи) на химический состав в техническом задании не указаны, таким образом требование в части наличия у Исполнителя лицензии на клиническую лабораторную диагностику является незаконным.
По мнению Комиссии Псковского УФАС России, довод представителя Заказчика о том, что информативно-развернутый ответ подразумевает, то, что при обнаружении патогенных бактерий необходимо провести определение их чувствительности или устойчивости к ряду антибиотиков и для этих действий необходимо произвести клиническую лабораторную диагностику, не следует из документации об аукционе (технического задания).
Такими действиями Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, установив излишнее требование о наличии вышеуказанной лицензии, что привело к отклонению заявки текущего победителя (Заявитель по жалобе).
Кроме этого, в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией Псковского УФАС России было установлено, что для обеспечения качества лабораторных исследований важное значение имеет время доставки образцов биоматериалов, предназначенных для исследования.
В соответствии с методическими указаниями МУ 4.22039-05 "Техника сбора и транспортирования биоматериалов в микробиологические лаборатории", а также ГОСТР 53079.4-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований":
- часть 4. п.3.5.4: "Доставка в лабораторию любого образца биоматериала, предназначенного для микробиологического исследования, должна длиться не более двух часов после взятия материала. Даже наиболее совершенная транспортная система не может служить заменой быстрому транспортированию и немедленному исследованию образца".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в нарушении вышеназванных норм не установлено требование к времени, в течение которого образец биоматериала должен быть доставлен Исполнителем для проведения исследования, а это означает, что участники закупки, не имеющие лабораторию, территориально расположенную, в достаточной близости, чтобы соблюсти эти нормативные требования, физически не могут исполнять условия контракта по требованиям Заказчика.
С учетом изложенного, рассматриваемая аукционная документация требует внесения изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области" необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - ГБУЗ "Псковская детская городская поликлиника " нарушение части 6 статьи 31 и пункта 1 части 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу - Государственному комитету Псковской области по организации государственных закупок выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения аукциона, внесения изменений в документацию об аукционе либо отмены аукциона с учетом данного решения.
4. Материалы дела передать сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 15 февраля 2016 г. N 44-17/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2016