Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 февраля 2016 г. N 44-21/16
Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 марта 2016 года.
На заседании производилась аудиозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ПАО "Росгосстрах" на действия Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД по ПО" при проведении запроса котировок на оказание услуг по ОСАГО (номер извещения: 085710000031600007) (далее - запрос котировок) в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
03 февраля 2016 года ФКУ "ЦХиСО УМВД по ПО" объявил запрос котировок на оказание услуг по ОСАГО (номер извещения: 085710000031600007).
Извещение о проведении вышеуказанного запроса котировок размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 03 февраля 2016 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 491 904, 10 рублей.
На участие в запросе котировок подано 6 (шесть) заявок.
На основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 16.02.2016 года победителем запроса котировок признана заявка АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" с предложением о цене контракта 476 578,17 рублей.
17 февраля 2016 года (вх.N120з) в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
25 февраля 2016 года в 10.30 состоялось заседание комиссии Псковского УФАС.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N 016к от 16.02.2016 года).
Нарушен порядок приема котировочных заявок, а также правильно определен победитель запроса котировок, который указал наименьшую цену, которая не соответствует действующим тарифам.
Представитель Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (отзыв в материалах дела исх. 7/281 от 24.02.2016 г.).
Сбой в обеспечении порядка приема заявок произошел в силу стечения непредвиденных обстоятельств и каких-либо нарушений прав и законных интересов Заявителя.
Комиссия при рассмотрении и оценки котировочных заявок руководствовалась положением 73 и 78 Закона о контрактной системе. Законных оснований в отказе в допуске котировочной заявки АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" у комиссии не имелось.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Из смысла пунктов 1 и 3 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
В сопроводительной документации к извещению о проведении запроса котировок заказчиком были изложены следующие сведения:
Дата и время начала подачи котировочных заявок - 04.02.2016 08:30.
Дата и время окончания подачи котировочных заявок - 16.02.2016 10:00.
Место подачи котировочных заявок - г.Псков, ул. Гоголя, 23 тел. вн. 3916, 3917
Порядок подачи котировочных заявок: заявка на участие в запросе котировок подается Заказчику ежедневно с 08.30 до 18.00 часов (в пятницу до 17.00 часов, перерыв на обед с 12.30-14.00) :
1) в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта. В целях обеспечения Заказчиком целостности и защищенности котировочных заявок на конверте указывается наименование запроса котировок, на участие в котором подается данная заявка. Заявка на участие в запросе котировок, предоставленная участником закупки, в письменной форме должна быть подписана собственноручной подписью исполнительного органа участника закупки (руководителя организации, индивидуального предпринимателя) и скреплена оригиналом печати участника закупки (при наличии).
Согласно частям 2 - 5 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
Заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи таких заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки. При проведении запроса котировок в соответствии со статьей 76 Закона о контрактной системе возврату подлежит также заявка на участие в запросе котировок, поданная лицом, иск о расторжении контракта с которым подан в суд, в случае, указанном в пункте 1 части 1 статьи 76 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам подателя жалобы, 15 февраля 2016 года в 08.30 минут Заказчиком не была обеспечена возможность приема котировочных заявок на участие в запросе котировок на оказание услуг по ОСАГО.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя подтвердил, что лица ответственные за прием котировочных заявок в действительности отсутствовали с 08.30 до 10.00 утра 15.02.2016 года, в связи с болезнью Малышевой А.М. и нахождением на занятиях по физической подготовке Кудрявцевой О.А..
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и на основании установленных выше обстоятельств Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, считает что, действия Заказчика, связанные с процедурой приема котировочных заявок, а именно нарушение установленного в извещении о проведении запроса котировок порядка подачи котировочных заявок, являются нарушением части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.
Согласно части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указанием Банка России).
Согласно Приложению N 1 к Указанию Банка России для транспортных средств юридических лиц категории "В", "Д" и "С" установлены минимальное и максимальное значение базового страхового тарифа.
Также в соответствии с Указанием Банка России установлены значения следующих коэффициентов:
коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее - КТ),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - КБМ),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее - КО),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (далее - КВС),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (далее - КМ),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее - КПр),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (далее - КС),
коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (далее - КП).
Согласно Приложению N 4 к Указанию Банка России размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением N 1 к настоящему Указанию.
Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее - Т) в рассматриваемом случае осуществляется по формуле Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
В Приложении N3 к извещению о проведении запроса котировок содержится формула, определенная согласно Указанию Банка России, а также значения коэффициентов, необходимых для расчета страховой премии, при этом для расчета НМЦК Заказчик использовал минимальные значения базового страхового тарифа.
Таким образом, информация, содержащаяся в извещении о проведении запроса котировок, соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе котировок для участия в запросе котировок было подано 6 (шесть) заявок.
Победителем Запроса котировок признано АО "СОГАЗ", предложение о цене которого составило 476 578,17 рубля, что не выше начальной (максимальной) цены контракта, установленной в извещении о проведении Запроса котировок.
На основании вышеизложенного и статьи 78 Закона о контрактной системе Комиссия пришла к выводу об отсутствии у комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок оснований для отклонения заявки АО "СОГАЗ".
Доказательств, опровергающих данный факт, Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Росгосстрах" обоснованной.
2. Передать должностному лицу Псковского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях АО "СОГАЗ" признаков нарушения статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 февраля 2016 г. N 44-21/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2016