Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 февраля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Джодас Экспоим" (далее - Заявитель) на действия комиссии Заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Поликлиника N 1 Федеральной таможенной службы" при проведении электронного аукциона N 0858100004716000008 "Контрастные средства для нужд федерального государственного казенного учреждения "Поликлиника N1 Федеральной таможенной службы" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика. Заявитель полагает свою заявку соответствующей требованиям документации; отказ в допуске - необоснованным.
Кроме того, Заявитель указывает на нарушение Заказчиком ст. 33 Закона.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы; Заказчик указал, что комиссия Заказчика при рассмотрении поступивших заявок руководствовалась требованиями Закона и документации.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
21.01.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению начальная цена контракта составляет 57 951.15 рублей.
1) Заявитель полагает, что Заказчиком нарушена ст. 33 Закона. Заявитель указывает, что в документации отсутствует техническая часть. Одновременно, Заявитель указывает, что характеристики необходимого к поставке товара содержатся в разделе "обоснование начальной цены".
Относительно данного довода Ростовское УФАС России сообщает следующее:
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п. 3. 38 Регламента, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
На основании изложенного, рассмотрение довода Заявителя на положения документации не проводится.
Кроме того, документация об аукционе содержит описание объекта закупки - раздел N 2 "Наименование и описание объекта закупки". Довод Заявителя, помимо прочего, опровергается доказательствами по делу.
2) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Раздел N 2 документации содержит наименование и описание объекта закупки.
Заказчику к поставке необходим товар - "преднаполненные картриджи с контрастным средством Йопромид 300 объемом 100 мл N10 к устройству для внутривенного введения рентгенконтрастных средств Medrad Stellant установленного в поликлинике. 3 упаковки".
Заявитель по данной позиции предложил Заказчику следующий товар:
N п/п |
Международное непатентованное наименование лекарственного средства |
Предложение участника размещения заказа: Торговое наименование |
Технические, функциональные, качественные и другие характеристики товара |
Страна происхождения |
Ед. изм. |
Кол-во |
Срок годности |
1 |
Йопромид |
Йопромид |
раствор для инъекций 300мг йода/мл 100 мл, флаконы N10 |
Индия |
упаковка |
3 |
70 % |
Как видно Заявителем (участником N 1) к поставке предложен товар, не удовлетворяющий потребности Заказчика.
Учитывая положения ст. ст. 64, 66, 67 Закона, комиссией Заказчика принято правомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в торгах. Решение комиссии Заказчика отражено в протоколе рассмотрения заявок от 01.02.2016 г.
3) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 18 Закона об обращении лекарственных средств для государственной регистрации лекарственного препарата разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо представляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов, заявление о государственной регистрации лекарственного препарата, а также в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимые документы, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат (далее - регистрационное досье).
В регистрационное досье включается, в том числе, проект инструкции по применению лекарственного препарата, содержащего, помимо прочего, срок годности и указание на запрет применения лекарственного препарата по истечении срока годности.
В процессе регистрации лекарственного препарата доказывается его эффективность, качество и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации лекарственного препарата означает его соответствие требованиям эффективности, качества и безопасности в период срока его годности.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 26.08.2015 г. N АК/34487/14 "О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов" хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке лекарственные препараты одного товарного рынка (либо один лекарственный препарат), но имеющие различные сроки годности (или различные остаточные сроки годности при зарегистрированных одинаковых сроках годности), в случае установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные условия.
Таким образом, не допускается установление остаточного срока годности лекарственных препаратов, выраженного в процентах.
Описание объекта закупки содержит следующие требования: "поставщик обязуется поставлять товар с остаточным сроком годности на дату поставки не менее 70 % от срока, установленного производителем".
Учитывая приведенные нормы права, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 64 Закона.
Указанное нарушение Закона не повлияло на результаты торгов: по данной позиции участникам торгов отказано в допуске к участию в аукционе не было.
4) Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 20 информационной карты вторая часть заявки должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона.
Однако, Закон не устанавливает обязанности декларирования участниками торгов свое соответствие п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
Указанное нарушение Закона не повлияло на результаты торгов: по данной позиции участникам торгов отказано в допуске к участию в аукционе не было.
5) В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона сведения, указанные в извещении, должны соответствовать информации, приведенной в документации.
Согласно ч.ч. 3,4 ст. 14 Закона:
в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" товары, происходящие из указанных стран, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных п. п. 3 - 7 Приказа.
Заказчику к поставке необходим товар, квалифицируемый по коду ОКПД - 21.20.23.112.
Приложение к Приказу Минэкономразвития России содержит код 21 - "средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях".
Поскольку объект закупки входит в перечень товаров и условия допуска товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, в отношении цены контракта участникам электронного аукциона, заявки на участие в электронном аукционе которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского, казахстанского, киргизского, армянского происхождения должны быть предоставлены преференции.
Извещение и документация по данной закупке содержат условия допуска в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155.
С 10 декабря 2015 г. ограничивается допуск происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289).
Заказчик, в частности, обязан отклонить заявки (окончательные предложения), в которых предлагается поставить иностранные лекарственные препараты из указанного Перечня. Для этого должны быть соблюдены условия, приведенные в п. 1 Постановления N 1289. Если такие заявки (окончательные предложения) не подлежат отклонению, применяются установленные Минэкономразвития России условия допуска иностранных товаров (п. 4 Постановления N 1289).
Рассматриваемые ограничения не распространяются на случаи, предусмотренные в п. 5 Постановления N 1289.
Препарат Йопромид включен в названный Перечень.
Сведения об ограничениях в соответствии с Постановлением N 1289 указаны в документации; данная информация в извещении не приведена.
Учитывая изложенное, документация и извещения содержат противоречия относительно установленных Заказчиком ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
Указанное нарушение Закона не повлияло на результаты торгов: фактические обстоятельства дела указывают на отсутствие необходимости применения Приказа N 155, Постановления N 1289.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джодас Экспоим" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Предписание Заказчику, комиссии Заказчика не выдавать, поскольку выявленное нарушение Закона не повлияло на результаты торгов.
4. Оператору электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, установленных Законом.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 февраля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2016