Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 марта 2016 г. N 282/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N282/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого конкурса N 0158300017516000001 "Разработка проектной документации на строительство распределительных газовых сетей в х.Крюков Тацинского района, Ростовской области" (далее - конкурс), в присутствии представителя Заявителя (Какасьева Р.Н.), в отсутствии представителя Заказчика, представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на нарушение Заказчиком ч.1 ст.50 Закона при установлении нестоимостных критериев оценки заявок и величин их значимости.
Заказчик в возражении на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении конкурса, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
согласно извещению о проведении открытого конкурса от 10.02.2016 г. N0158300017516000001:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 26.02.2016 года в 10:00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила - 7 882 855,00 рублей.
Доводом жалобы Заявителя является установление нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки" и величин его значимости с нарушением требований Закона.
Согласно ч.9 ст.32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 данной статьи.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.7 ст.53 Закона на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п.11 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В силу п.27 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п.29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки Заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В п.41 Информационной карты конкурсной документации Заказчик установил, в том числе, следующие положения по применению критерия "квалификация участников закупки" - величина значимости критерия - 40%.
В отношении нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" установлен единственный показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема". В рамках указанного показателя оценивается По данному показателю оценивается количество успешно исполненных участником закупки договоров (контрактов) на выполнение работ по осуществлению комплекса проектно-изыскательских работ на объектах капитального строительства за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие конкурсе. Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия опыта по успешному выполнению работ:
- копии исполненных договоров (контрактов) со всеми приложениями. В случае, если в договоры (контракты) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения);
- копии документов, подтверждающих успешное исполнение представленных договоров (контрактов): акт (акты) о приемке выполненных работ с положительным заключением государственной экспертизы.
Присуждение баллов по показателю осуществляется следующим образом:
100 баллов при наличии шестидесяти включительно и более успешно исполненных участником закупки договоров (контрактов);
50 баллов при наличии от пятидесяти включительно до шестидесяти успешно исполненных участником закупки договоров (контрактов);
0 баллов при наличии менее пятидесяти успешно исполненных участником закупки договоров (контрактов).
Указанный порядок оценки по нестоимостному критерию, описанный Заказчиком в документации, не позволяет конкурсной комиссии выявить лучшее предложение участника об исполнении контракта, поскольку отсутствует установленная Заказчиком пропорциональная или иная объективная зависимость (шкала оценки и т.п.) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями.
Так, исходя из положений конкурсной документации, опыт участника, представившего 49 успешно исполненных контрактов оценивается в 0 баллов, а опыт участника, представившего 50 успешно исполненных контрактов оценивается в 50 баллов.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Внеплановой проверкой установлено, что "опыт участника в качестве генерального проектировщика по успешному выполнению работ по разработке проектно-сметной документации сопоставимого характера и объема" установлен Заказчиком в качестве показателя нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки".
Согласно п.42 Информационной карты конкурса опыт участника оценивается по количеству копий исполненных договоров (контрактов) со всеми приложениями. Причем, в качестве документов, подтверждающих успешное исполнение представленных договоров (контрактов), Заказчик установил обязательное наличие актов о приемке выполненных работ с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с ч.3.4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат государственной экспертизе.
Таким образом, в конкурсной документации Заказчик связывает опыт участника торгов только с выполнением работ по государственным и муниципальным закупкам. Между тем, опыт выполнения работ (в том числе, сопоставимых) никак не связан с тем, кто в том или ином случае выступал Заказчиком, и какие заключались контракты (муниципальные, государственные либо иные). Само по себе указание на муниципального или государственного Заказчика не определяет стоимость, а также перечень и состав работ, которые выполнены подрядчиком в рамках контракта.
Установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством ранее исполненных муниципальных или государственных контрактов, прошедших государственную экспертизу, и фактическим опытом участника закупки.
Кроме того, указанный порядок оценки заявок привел к ограничению количества участников закупки - из 13 поданных заявок только один участник (ООО "Облстройпроект") представил необходимое для максимальной оценки по критерию "квалификация участника закупки" количество контрактов с актами государственных экспертиз.
В тоже время, копии документов, подтверждающие опыт других участников закупки, с учетом приведенных положений документации, не позволяли конкурсной комиссии Заказчика объективно оценить квалификацию данных участников.
Так, Заявитель в составе заявки представил копии 51 исполненных контрактов по выполнению работ сопоставимого характера и объема. При этом исполнение только 4 из указанных контрактов подтверждено актами государственной экспертизы, а 47 контрактов в качестве документов, подтверждающих их надлежащее исполнение, содержали акты приемки-сдачи работ, подписанные сторонами контрактов. В результате данный участник при наличии 51 исполненного контракта по выполнению работ сопоставимого характера и объема по критерию "квалификация участника закупки" получил оценку 0 баллов.
Таким образом, Заказчик фактически не установил в отношении критерия оценки "квалификация участников закупки" в документации о закупке значимость показателя "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", в соответствии с которой будет производиться оценка количества баллов, присуждаемых по такому показателю, также Заказчик фактически не установил количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, что является нарушением ч.1 ст.50 Закона.
Согласно ч.3 ст.14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с п.8 ч.3 ст.49 Закона в извещении о проведении конкурса указываются условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен запрет на "выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики с 1 января 2016 года.
В Извещении о проведении открытого конкурса N 0158300017516000001 от 10.02.2016 года по закупке работ "Разработка проектной документации на строительство распределительных газовых сетей в х.Крюков Тацинского района, Ростовской области" сведения об установлении указанного запрета отсутствуют:
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Информация отсутствует |
Таким образом, Заказчик нарушил ч.3 ст.49 Закона.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
4) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу пп. "з" п.1 ч.2 ст.51 Закона заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов.
Учитывая, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям, находящимся под юрисдикцией Турции; контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) ее гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457), Заказчик в силу положений п.1 ч.2 ст.51 Закона обязан в документации об аукционе установить требование о содержании в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным указанным Постановлением Правительства РФ, или копий этих документов.
Поскольку конкурсная документация не содержит данного требования к содержанию заявки на участие в конкурсе, Заказчик нарушил ч.1 ст.50 Закона.
Согласно ст.42 Закона Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе.
В силу п.2 ст.42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона.
В извещении о проведении конкурса N0158300017516000001 от 10.02.2016 года Заказчик указал следующее наименование объекта закупки:
Наименование объекта закупки для лота |
Разработка проектной документации на строительство распределительных газовых сетей в х.Крюков Тацинского района, Ростовской области |
В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает:
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
В извещении о проведении конкурса N0158300017516000001 от 10.02.2016 года Заказчик указал, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
Требования к участникам |
2 Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (копия свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией на следующие виды работ, являющиеся предметом договора: работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) - жилищно-гражданское строительство, пункт 33.3. |
В силу ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация должна содержать в т.ч. информацию, указанную в извещении о проведении конкурса.
Однако в п.6 Информационной карты конкурса Заказчик указал иное (отличное от указанного в извещении) наименование объекта закупки:
Наименование объекта закупки |
Строительство распределительных газовых сетей в х.Крюков Тацинского района, Ростовской области |
В п.21 Информационной карты конкурса Заказчик указал иные (отличные от указанных в извещении) требования к участникам закупки и иные документы, служащие подтверждением соответствия участника требованиям, предъявляемым к нему:
Требования, предъявляемые к участникам закупки |
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (копия свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией на следующие виды работ, являющиеся предметом договора: работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) - пункт 13 перечня. |
Исходя из вышеизложенного, указав различный объект закупки и различные требования к участникам закупки в конкурсной документации и в извещении о проведении конкурса, Заказчик нарушил ч.1 ст.50 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.49, ч.1 ст.50 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании конкурса.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 марта 2016 г. N 282/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2016