Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 10 марта 2016 г. N 74/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.
специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.
В присутствии представителей сторон от заказчика Графениной О.С., Иванова Е.В., от заявителя ОАО "Сахалин-Инжиниринг" Савчука К.В., рассмотрев жалобу ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ Пассажирской подвесной канатной дороги с отцепляющимися четырехместными креслами L=900м по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"." (извещение N 1061200000316000003),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступили жалоба ОАО "Сахалин-Инжиниринг" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" (далее - Заказчик) по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ Пассажирской подвесной канатной дороги с отцепляющимися четырехместными креслами L=900м по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"." (извещение N 1061200000316000003) (далее - конкурс).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и приводит к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком утверждена конкурсная документация по указанному выше объекту, размещенная 10.02.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети интернет http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
1. В первом доводе жалобы Заявитель указал, что в п. 1.2 Раздела II (порядок оценки конкурсных заявок) конкурсной документации отношении показателя "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" указано:
"Оценивается предложение участника по выполнению работ по контракту - порядок выполнения работ и сдачи их результатов, мероприятия по контролю качества выполнения работ, в том числе Предложение может содержать справочные данные о деятельности предприятия, подробное описание технологии производства работ с указанием норм, возможность привлечения дополнительного квалифицированного персонала, дополнительных мощностей, применение системы контроля качества в организации (подтверждается сертификатом системы качества).
Предложению каждого участника закупки комиссия выставляет от 0 до 100 баллов. Наивысшие 100 баллов присваивается участнику, представившему наиболее полное описание выполняемых работ.
Количество баллов, присуждаемых заявке по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам".
Из приведенных положений конкурсной документации следует, что присвоение балов по данному критерию будет осуществляться на основе субъективного мнения каждого из членов комиссии по закупкам. То есть, каждый член комиссии самостоятельно, руководствуясь исключительно своими предпочтениями, будет определять полноту сведений, представленных участником закупки в заявке на участие в конкурсе.
При таких условиях отсутствует объективность и прозрачность порядка присвоения баллов.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Комиссия Сахалинского УФАС России оставляет данный довод заявителя без рассмотрения в виду того, что п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок. Решением контрольного органа дело N 52/16 по данному доводу уже давалась правовая оценка. В виду того, что поступившая жалоба принята к производству, Комиссия решила данный довод оставить без рассмотрения.
2. Исчерпывающий перечень требований к оформлению и форме заявки на участие в конкурсе определен в ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Однако в п. 2.1 Таблицы N 3 Заказчиком установлено требование представить в составе заявки на участие в конкурсе: "...заверенные выписки из трудовых книжек или заверенные копии трудовых книжек работников на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе...".
То есть, помимо того, что участник закупки должен прошить, заверить и скрепить печатью саму заявку на участие в конкурсе (том заявки), как того требует ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки должен еще отдельно заверить каждую выписку из трудовой книжки (трудовую книжку).
Установив дополнительное требование к оформлению заявки на участие в конкурсе, заказчик нарушил ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Таким образом, довод признается обоснованным, а Заказчик нарушившим ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. В п.п. 2.2.-2.4. Таблицы N3. Показатели (подкритерии) критерия "Квалификация участников закупки" конкурсной документации содержатся ограничения по подтверждению опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема.
Из приведенных положений конкурсной документации следует, что Заказчик устанавливает требование о предоставлении участником в составе заявки копий контрактов (договоров) на выполнение работ по проектированию объектов конкретного вида - канатной дороги, а не объектов жилищно-гражданского назначения, что соответствовало бы первому критерию оценки заявок на участие в конкурсе (Наличие квалифицированных трудовых ресурсов).
ОАО "Сахалин-Инжиниринг" полагает, что указанный критерий оценки заявок должен быть установлен, основываясь на положениях Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении Перечня видов работ...", который определяет/разграничивает категории объектов капитального строительства.
Сопоставимость характера объектов капитального строительства может быть определена только исходя из категории объекта капитального строительства.
В данном случае, такой категорией является "Объекты жилищно-гражданского назначения", к которым, по соответствующей классификации и относится объект закупки.
Кроме этого по мнению заявителя, требование предоставить копии контрактов (договоров) с актами выполненных работ, являются явным ограничением конкуренции в сфере закупок.
У Заявителя имеются собственные объекты, построенные и введенные в эксплуатацию, не относящимися к ранее заключенным муниципальным или государственным контрактам.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из Таблицы N 3. Показатели (подкритерии) критерия "Квалификация участников закупки" следует следующее:
2.2 |
Наибольшее количество выполненных строительно-монтажных работ (строительство канатных дорог) за последние пять лет предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. (подтверждается копии контрактов (договоров) с копиями актов выполненных работ) |
0,30 |
не осуществлялось выполнение строительно-монтажных работ, нет информации или информация не подтверждена документально |
0 |
|
2.3 |
Наибольшая контрактная стоимость выполненных строительно-монтажных работ (строительство канатных дорог) за последние пять лет предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. (подтверждается копии контрактов (договоров) с копиями актов выполненных работ) |
0,30 |
не осуществлялось выполнение строительно-монтажных работ, нет информации или информация не подтверждена документально |
0 |
|
2.4 |
Наибольшее количество положительных отзывов от заказчиков о выполненных строительно-монтажных работ (строительство канатных дорог) (подтверждается копиями отзывов) |
0,15 |
нет отзывов, нет информации или информация не подтверждена документально |
0 |
Комиссия, рассмотрев указанный довод, признает его не обоснованным в части, а именно, в части определения опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Сопоставимость характера объектов капитального строительства не может быть определена только исходя из категории объекта капитального строительства "Объекты жилищно-гражданского назначения".
Квалификация участников закупки, в том числе, опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера подтверждается при выполнении работ, связанных с предметом контракта.
В данном случае предметом контракта является не только категория объекта капитального строительства "Объекты жилищно-гражданского назначения", а также содержание, виды, объем подлежащих выполнению работ и объект, на котором работы должны быть осуществлены.
Из п. 1.1 Проекта контракта следует, что необходимо выполнить строительство подвесной пассажирской канатной дороги общей протяжённостью 1569,2 метров, в том числе верхней станции канатной дороги, операторской верхней станции, нижней станции канатной дороги, помещения дежурного нижней станции, помещение парковки кресел на верхней станции, опоры линейной канатной дороги, распределительные сети электроснабжения 0,4 кВ, в том числе пуско-наладочные работы, благоустройство территории (далее - Работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение N1), проектно-сметной документацией (Приложение N2) и планом графиком выполнения работ (Приложение N3) являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные работы, согласно условиям настоящего контракта.
Комиссия, изучив документацию, исходя из значимости объекта и последующего его безопасного использования , пришла к выводу, что объект закупки по своему характеру является специфическим, и выполнение строительно-монтажных работ требует наличие опыта в данном направлении.
По мнению Комиссии, установленное требование о предоставлении участником в составе заявки копий контрактов (договоров) на выполнение работ по проектированию объектов конкретного вида - канатной дороги, не противоречит Закону о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Подтверждением успешного выполнения работ по проектированию, строительству, помимо исполненных контрактов, могут являться:
- получение положительного заключения экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ;
- успешная реализация проекта, то есть строительство запроектированного объекта и сдача его в эксплуатацию, в случае, если в отношении проектной документации экспертиза не проводится (ч. 2, 3 ст. 49 Градостроительного кодекса).
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Заявитель является строительной и проектной организацией. У хозяйствующего субъекта могут быть собственные проекты, не относящимися к ранее заключенным муниципальным или государственным контрактам, которые он изготовил и реализует самостоятельно как застройщик. Такие проекты проходят государственную экспертизу, а по построенным объектам имеются акты ввода в эксплуатацию.
Таким образом, требования Заказчика, предоставить копии контрактов (договоров) с актами выполненных работ, является ограничением конкуренции в сфере закупок и не позволяют Заявителю в полной мере подтвердить своё соответствие неценовому критерию "Квалификация участников закупки".
Заказчик признается нарушившим ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
4. Заказчик требует представить в составе заявки на участие в конкурсе в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупку, копии документов, которые являются промежуточными при производстве работ (формы NN КС-2 и КС-3) вместо итогового документа (форма N КС-11), оформление которого свидетельствует о завершение строительством объекта.
В данном случае Заявителем не указаны, какие нормы Закона о контрактной системе нарушены Заказчиком.
Вместе с тем, формы актов выполненных работ, подтверждающих наличие опыта исполнения контрактов, Законом о контрактной системе не регулируются.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 указанного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Комиссия решила, что требование Заказчика о подтверждении квалификации участника закупки актами КС-2 и КС-3 не ограничивает количество участников закупки и не нарушает требования Закона о контрактной системе.
5. Одним из показателей критерия "Квалификация участников закупки" является "Наибольшее количество положительных отзывов от заказчиков о выполненных строительно-монтажных работ (строительство канатных дорог)" (п. 2.4. Таблицы N 3. Показатели (подкритерии) критерия "Квалификация участников закупки").
То есть, Заказчиком в конкурсной документации установлено требование о представлении в составе заявки на участие в конкурсе документов (отзывов), наличие которых зависит только от воли заказчика и сложившихся обстоятельств.
Отзывы могут быть и не получены от заказчика в связи с не нежеланием последнего их выдавать, его ликвидации на дату подачи заявки либо иным, не зависящим от участника закупки обстоятельствам.
Заказчик определил в качестве документа, подтверждающего квалификацию участника закупки, документ, наличие которого не поставлено в прямую зависимость от действий такого участника.
Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе деловая репутация участника закупки.
В качестве одного из показателей критерия "Квалификация участников закупки" Заказчик установил наличие положительных отзывов от заказчиков.
Такое требование, а именно, наличие отзывов от заказчиков Комиссия признает несоответствующим положениям Закона о контрактной системе, и приводит к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению количества участников.
Довод Заявителя признается обоснованным, а Заказчик нарушившим ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
6. Заказчиком нарушен двухдневный срок размещения на портале закупок разъяснений положений конкурсной документации, установленный ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Так, в запросе на разъяснения положений конкурсной документации было указаны три вопроса, ответ Заказчиком был дан только по одному вопросу.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ Пассажирской подвесной канатной дороги с отцепляющимися четырехместными креслами L=900м по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"." (извещение N 1061200000316000003) - обоснованной частично.
2. Заказчика - Областное автономное учреждение "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" признать нарушившим требования ч. 2 ст. 8, ч. 7 ст. 50, ч. 4 ст. 51, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п. 10 Правил оценки заявок.
3. Заказчику - Областному автономному учреждению "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии О.О. Щур
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 10 марта 2016 г. N 74/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2016