Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 11 марта 2016 г. N 80/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок,
членов комиссии:
Щур О.О. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок,
Хлебниковой А.Е. - специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок,
в присутствии представителей:
от заявителя - не явился, извещен,
заказчика - Вилькера А.В., доверенность от 16 февраля 2016 года, Мараховской О.В., доверенность от 16 февраля 2016 года,Марковчиной Т.А., доверенность от 16 февраля 2016 года,Поляруса А.Ю., доверенность от 16 февраля 2016 года,
рассмотрев жалобу ООО "Аделит" на действия заказчика - Агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской области о нарушении положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса по объекту: "Совершенствование и развитие ГеоИС Сахалинской области, внедрение подсистем "Градостроительство" и "Земельные ресурсы" в муниципальных образованиях Сахалинской области" (извещение N0161200003016000002),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Аделит" (далее - заявитель, общество) на действия Агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской области(далее - заказчик) при проведении вышеназванного электронного аукциона.
В жалобе заявитель указывает, что заказчиком при разработке документации допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно, положения технического задания нарушают требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку требования к поставляемому программному обеспечению составлены таким образом, чтобы обеспечить его реализацию смог только определенный участник размещения заказа - "ИТП "Град". Установление критерия квалификации участника "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг, относящихся к предмету контракта", нарушает принцип конкуренции. Установление в качестве второго показателя критерия квалификации участника "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", коэффициент значимости которого 0,2, является номинальным показателем, не способен оказать какое-либо влияние на итоговый результат.
На заседание Комиссии заявитель не явился, о времени, месте рассмотрения жалобы извещен.
Представители заказчика на заседании Комиссии и в возражениях просят признать жалобу необоснованной, считают, что им четко определены требования к объекту закупки. Заказчиком не допущено нарушение положений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
16 февраля2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Совершенствование и развитие ГеоИС Сахалинской области, внедрение подсистем "Градостроительство" и "Земельные ресурсы" в муниципальных образованиях Сахалинской области" (извещение N0161200003016000002).
Ст. 6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных этим Законом ограничений.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Приложением 1 к Информационной карте установлены два критерияоценки, одним из которых является цена, при этом критерий "Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит два показателя.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2043 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки.
При этом, в числе последних критерий "Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - критерий оценки), который может содержать показатели.
В соответствии с Конкурсной документацией Заказчик установилследующее содержание указанного показателя "Наличие у участника опыта работы по созданию, внедрению, развитию, сопровождению систем регионального, муниципального уровня (в том числе, информационных систем обеспечения градостроительной деятельности), разработанное на языке программирования C#с использованием программного обеспечения: "ИАС "Градоустройство", "GeoGrad", "Геофонд", "Управление муниципальным имуществом: Расчет земельных платежей", ГИС Geoserver, для автоматизации процессов управления градостроительной деятельностью, включающих функции по приему и обработке входящих документов, вводу пространственных и описательных данных, ведению реестров объектов капитального строительства и документов, а также подготовке и выдаче разрешительных документов и информации по запросам внешних пользователей за последние четыре года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (с приложением сведений об опыте выполнения работ в табличной форме с указанием наименования работ (услуг) стоимости и периода их выполнения, копий контрактов (договоров), актов выполненных работ, оказанных услуг)". После слов "с использованием программного обеспечения" стоит знак препинания " (:) - двоеточие". Далее заказчик перечисляет программное обеспечение: Программное обеспечение: "ПАС "Градоустройство",Программное обеспечение: "GeoGrad" и т.д.;Программное обеспечение: для автоматизации процессов управления градостроительной деятельностью, включающих функции по приему и обработке входящих документов, вводу пространственных и описательных данных, ведению реестров объектов капитального строительства и документов, а также подготовке и выдаче разрешительных документов и информации по запросам внешних пользователей.
Таким образом, оценка по указанному выше показателю будет осуществляться при наличии у участника закупки опыта работы по созданию, внедрению, развитию, сопровождению систем регионального, муниципального уровня с использованием программного обеспечения для автоматизации процессов управления градостроительной деятельностью, включающих функции по приему и обработке входящих документов, вводу пространственных иописательных данных, ведению реестров объектов капитального строительства и документов, а также подготовке и выдаче разрешительных документов и информации по запросам внешних пользователей.
При таких обстоятельствах, данный довод заявителя Комиссия находит необоснованным.
Доводы заявителя о том, что второй показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" Критерия "Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровняквалификации" является номинальным, поскольку не способен оказать какое-либо влияние на итоговый результат,комиссия также находит необоснованным, поскольку в соответствии с частью 3 Раздела 1 Правил оценки "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных взаявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с частью 14 Раздела 1 Правил оценки, и условиями конкурсной документации итоговый рейтинг заявки (предложения участника) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения участника). Участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения контракта по сумме рейтингов всех критериев, будет признан победителем конкурса.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В данной правовой ситуации, использование Заказчиком критериев, их величин значимости, соответствует Закону о контрактной системе и не нарушает прав и законных интересов участников.
Относительно доводов заявителя о том, что заказчиком требования к поставляемому программному обеспечению составлены таким образом, чтобы обеспечить его реализацию смог только определенный участник размещения заказа - "ИТП "Град", Комиссия пришла к следующему выводу.
Статья 13 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе, для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Заказчик осуществляет настоящую закупку с целью реализации мероприятий подпрограммы "Использование результатов космической деятельности в интересах развития Сахалинской области" в рамках Государственной программы "Информационное общество в Сахалинской области (20142020 годы)".
В соответствии с правилами описания объекта закупки, установленными статьей 33 Закона о контрактной системы, Заказчиком подготовлено описание закупки (Раздел 1.4.Конкурсной документации "Техническое задание"). При этом в описании объекта закупки использовались стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Часть 5 Раздела 1.4. Конкурсной документации "Техническое задание", содержит описание объекта автоматизации, а именно:"В рамках настоящего Технического задания объектом автоматизации является деятельность ОИВ и ОМСУ Сахалинской области, выраженная в процессах получения, обработки, хранения и предоставления пространственных данных об объектах управления на территории Сахалинской области".
На территории Сахалинской области ГеоИС Сахалинской области внедрена и функционирует в: Агентстве по информационным технологиям и связи Сахалинской области; Министерстве строительства Сахалинской области; МО "Холмский городской округ";МО "Городской округ Ногликский";МО "Городской округ "город Южно-Сахалинск"; МО "Анивский городской округ".
ГеоИС Сахалинской области обеспечивает оперативное информационное взаимодействие между органами, уполномоченными в сфере градостроительной деятельности, управления земельными ресурсами, а также с другими государственными и муниципальными организациями, сфера деятельности которых охватывает процессы управления развитием территорий Сахалинской области и требует использования в работе пространственных данных.
ПО ядра ГеоИС Сахалинской области и центральное хранилище документальных сведений о развитии территорий, необходимые для осуществления градостроительной деятельности, установлено на оборудовании подведомственного Агентству ГБУ СО "СОЦИ".
Конкурсная документация содержит подробное описание созданной в 2014 году и успешно функционирующей государственнойинформационной системы Сахалинской области (далее также - Системы, ГеоИС Сахалинской области).
Предметом контракта является "Совершенствование и развитиеГеоИС Сахалинской области, внедрение подсистем "Градостроительство" и "Земельные ресурсы" в муниципальных образованиях Сахалинской области".
То есть, доустановка специализированного ПО в оставшихся муниципальных образованиях Сахалинской области (не вошедших в "пилотную" группу муниципальных образований Сахалинской области, где система уже внедрена ранее в рамках выполнения государственных контрактов N27 от 17.11.2014 г., N31 от 24.11.2014 г., N41 от 18.12.2014 г.), а также выполнение ряда работ по совершенствованию существующей Системы, путем обновления существующих версий специализированного ПО, перевод ядра ГеоИССахалинской области на полностью Российское и свободно распространяемое ПО путем установки и настройки новых версий специального ПО (что вызвано необходимостью отказа от платных регулярных обновлений и технической поддержки СУБД Oracle(США) и закупки дополнительных лицензий при увеличении мощности и количества серверов ГеоИС Сахалинской области) путем перехода на СУБД PostgreSQL(свободно распространяемое ПО), настройка расширения PostGISдля работы с пространственными данными; переход от лицензирования отдельных клиентских рабочих мест ГИС компонентом MapXtreme(США) на технологию "тонкий клиент", реализованную с использованием ГИС сервера Geoserver(свободно распространяемое ПО) и обеспечивающую неограниченное тиражирование рабочих мест в пределах Сахалинской области без дополнительного их лицензирования; развертывание неограниченного числа рабочих мест в рамках ОИВ Сахалинской области и т.д. (часть 8 "Технического задания").
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системы установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Комиссией установлено, не опровергнуто заявителем, подтверждается материалами дела, чтоГеоИС функционирует на территории Сахалинской области с 2014 года и для совместимости с используемой заказчиком ГеоИСнеобходимо программное обеспечение, указанное в части 8. части 9 "Технического задания". Часть 9 "Технического задания" также содержит указание на необходимость обеспечения совместимости к уже существующему оборудованию и программного обеспечения Заказчика.
Обеспечение совместимости соответствует принципам законодательства о контрактной системе, в частности, принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, то есть государственные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд; принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному Бюджетным кодексом РФ, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, Конкурсная документация не ограничивает участие в конкурсе организаций, которые могут использовать ПО, указанное в части 9 "технического задания", в качестве прикладного ПО, а также организаций, которые могут предложить иное ПО, обеспечивающее исполнение требований, указанных в описании объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 3, 15 и п. 2 части 22 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аделит" на действия заказчика - Агентства по информационным технологиям и связи Сахалинской областипри проведении открытого конкурса по объекту: "Совершенствование и развитие ГеоИС Сахалинской области, внедрение подсистем "Градостроительство" и "Земельные ресурсы" в муниципальных образованиях Сахалинской области" (извещение N0161200003016000002) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии Ю.А. Пахомова
Члены Комиссии О.О. Щур
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 11 марта 2016 г. N 80/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2016