Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 17 февраля 2016 г. N 49/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.
В присутствии представителей от заказчика Чумак О.Н., Грузиной Н.М., в отсутствии представителей сторон от заявителя, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Медпром" на действия заказчика - Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка технических средств реабилитации (слуховые аппараты) для обеспечения ими инвалидов с нарушениями слуха в 2016 году" (извещение N 0261200000116000062),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "Медпром" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - Заказчик) при утверждении документации по факту проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка технических средств реабилитации (слуховые аппараты) для обеспечения ими инвалидов с нарушениями слуха в 2016 году" (извещение N 0261200000116000062) (далее - аукцион).
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и приводит к ограничению конкуренции.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком в лице главного врача Татаркина А.Г. утверждена аукционная документация на поставку средств дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных для нужд ГБУЗ "СОКВД", размещенная 28.01.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети интернет http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
В своей жалобе Заявитель указывает на ряд нарушений допущенных при утверждении документации, которые выразились в следующем:
1. В извещении о проведении электронного, аукционной документации Заказчиком не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
2. Заказчиком установлены общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ Р 51024-97 Аппараты слуховые электронные реабилитационные (Общие технические условия). Однако, данный ГОСТ утратил силу с 01.04.2014 (взамен в действие введен ГОСТ Р 51024-2012).
Таким образом, Заказчик допустил нарушения, п. 1 ч. 1 ст. 33, пункта 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 7 проекта Государственного контракта Заказчиком не предусмотрены условия ответственности, а именно: "Заказчиком не установлены условия ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств".
1.Относительно первого довода жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 102 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, по перечню, в том числе аппараты слуховые по ОКПД 26.60.14.120.
В соответствии с п. 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 указанного закона, указываются: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчиков в извещении о проведении электронного аукциона вышеуказанных условий не установлено.
Таким образом, заказчик при осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N 102 обязан устанавливать соответствующее ограничение в документации о закупке.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд " для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд " подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно Соглашению Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" (далее - Соглашение) установлен порядок выдачи сертификата о происхождении товара формы СТ-1.
В соответствии с "Положением о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Приложение 1 к Приказу ТПП Российской Федерации от 25.08.2014 N 64) сертификат о происхождении товара формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - документ, выданный уполномоченной торгово-промышленной палатой в Российской Федерации участнику закупки, свидетельствующий о стране происхождения товаров.
Таким образом, в случае осуществления заказчиком закупки медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N102 участник закупки, который предлагает товар, страной происхождения которого является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан, такой участник закупки с целью подтверждения страны происхождения товара в составе своей заявки должен представить сертификат формы СТ-1.
Указанный довод Комиссия признает обоснованным, так как заказчиком не установлены требования в соответствии с. ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия решила не выдавать заказчику обязательное для исполнение предписание.
2. По факту установлений недействующего ГОСТа, Комиссия решила данный довод признается обоснованным, однако, указание на недействующий ГОСТ не повлияло на результат определения поставщика.
Заявитель при подаче заявки на участие в аукционе должен руководствоваться общими требованиями к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации на основании действующих норм и правил, не принимать во внимание указания на не действующий ГОСТ.
3. По третьему доводу жалобы Комиссия решила признать такой довод необоснованным, так как Заявитель ошибочно указал на допущенные Заказчиком нарушения. Заказчиком соблюдены нормы ч. ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, а также Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпром" на действия заказчика - Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка технических средств реабилитации (слуховые аппараты) для обеспечения ими инвалидов с нарушениями слуха в 2016 году" (извещение N 0261200000116000062) - обоснованной частично.
2. Заказчика - Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации признать нарушившим требования ч. 2 ст. 8, п. 10 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязательное для исполнения предписание не выдавать
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии К.В. Солонин А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 17 февраля 2016 г. N 49/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2016