Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 марта 2016 г. N 92/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.;
специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.
В присутствии представителей: от заказчика - Скворцова С.В., Поляковой И.П., Семченковой Л.Н., от заявителя Шатилова Е.В., уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Комплексные Системы-плюс" на действия заказчика - Областного казенного учреждения "Управление обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Сахалинской области" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка оборудования для реконструкции автоматизированной системы централизованного оповещения на территории Сахалинской области" (извещение N0861200000116000097),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила ООО "Комплексные Системы-плюс" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Областного казенного учреждения "Управление обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Сахалинской области" (далее также - Заказчик), по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка оборудования для реконструкции автоматизированной системы централизованного оповещения на территории Сахалинской области" (извещение N0861200000116000097) (далее - аукцион).
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация, утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно приводит к ограничению конкуренции и необоснованному ограничению количеству участников закупки.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
В своей жалобе Заявитель указывает следующие обстоятельства.
Так, в части III аукционной документации (Техническое задание) в п. 1.1. указано оборудование, требуемое к поставке в рамках предполагаемого контракта. При этом перечислено конкретное оборудование одного из производителей с указанием товарных знаков (децимальных номеров) и промышленных образцов именно этого производителя. Это является прямым нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, которая гласит, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, промышленных образцов товара. Документация о закупке может содержать указания на товарные знаки в случае, если при выполнении работ предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описания объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки".
В части III аукционной документации (Техническое задание) в п. 1.2. указано: "Замена оборудования на эквивалент или аналог недопустима по причине необходимости программно-аппаратного сопряжения с ранее смонтированным оборудованием КТСО-Р". В смысловом выражении данное требование противоречит само себе: замена оборудования на аналог или эквивалент недопустима или, все-таки, допустима при наличии программно-аппаратного сопряжения с КТСО-Р? Если замена оборудования на аналог или эквивалент не допускается, то это прямо противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Что касается программно-аппаратного сопряжения с КТСО-Р, то Общество выпускает и поставляет в различные регионы страны уже в течение 5 лет аппаратуру КТСО-РМ, которая задумывалась и создавалась именно как модернизация КТСО-Р, о чем говорит ее название: комплекс технических средств оповещения по радиоканалу модернизированный. Пройдя приемочные испытания в 2011 году, КТСО-РМ включен в перечень аппаратуры, рекомендованной МЧС России для создания систем оповещения, на сегодняшний день на его базе построены системы оповещения в более чем 20 регионах России, а в Липецкой, Кировской, Тульской, Ивановской, Воронежской, Нижегородской, Читинской областях и Приморском крае КТСО-РМ и КТСО-Р образуют единую региональную систему оповещения и взаимодействуют друг с другом без каких-либо специальных стыковочных устройств. Свидетельством тому являются десятки завершенных контрактов по строительству систем оповещения в вышеперечисленных регионах.
Исходя из вышеизложенного, Общество усматриваем в аукционной документации признаки ограничения прав ООО "Комплексные системы-плюс" на подачу заявки и участие в электронном аукционе и лоббирования составителями аукционной документации интересов единственного участника, данные промышленных образцов которого указаны в документе (КТСО-Р).
Заказчик в своем возражении указал следующее.
Доводы Заявителя не находит своего подтверждения в силу следующего.
С 2008 г. ведется реконструкция системы оповещения населения Сахалинской области. 2016 год - год окончания реконструкции системы оповещения в области. В этом году учреждение только донаращивает оконечные устройства, которые должны быть совместимы с уже установленным оборудованием по Сахалинской области двух заводов производителей - "Владимирского "Электроприбор" и Калужского завода телеграфной аппаратуры.
В 2016 году будет произведено донаращивание оконечных устройств (вещательные автоматические устройства и оборудование по перехвату телерадиовещания), работающих по радиоканалу, в районах Сахалинской области.
Оконечные устройства управляются кодовыми сигналами с центральной радиостанции ЛЮИУ.464419.006-03 производства завода "Электроприбор" г. Владимира. Замена оконечных устройств на другие марки возможна при наличии актов испытания с заводом "Электроприбор" г. Владимира о их совместимости с центральной радиостанцией.
В действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Наименования объекта закупи "Поставку оборудования для реконструкции автоматизированной системы централизованного оповещения на территории Сахалинской области".
В Техническом задании аукционной документации (далее - ТЗ) указано наименование: "Наращивание оконечных устройств по радиоканалу в муниципальных образованиях Сахалинской области совместимых с установленными центральными радиостанциями ЛЮИУ.464419.006-03. Для чего осуществить поставку оборудования и выполнение работ по монтажу и пусконаладочным работам по реконструкции автоматической системы централизованного оповещения (РАСЦО)".
В п. 1.1 ТЗ указано, что оборудование поставляется в нижеперечисленные муниципальные образования Сахалинской области.
Место поставки |
Оборудование |
Количество |
г. Оха |
Оборудование для переключения каналов вещания в составе: -устройство переключения РТУ по радиоканалу ЛЮИУ.465325.001-01 - блок аудиокоммутатора ЛЮИУ.465277.001 - блок видеокоммутатора ЛЮИУ. 465277.002-01 - счетчик электропитания - антенна круговой направленности |
1
|
г. Углегорск |
Устройство управления ВАУ по радиоканалу с квитированием (мощность 200У) (ICOM) ХЖ2.390.325-31 в составе: - усилительно-коммуникационный блок - приемопередатчик - аккумуляторные батареи - направленная антенна (9 шт.) и штырьевая (1 шт.) - уличные громкоговорители - 4 шт. |
10
|
г. Поронайск |
Устройство управления ВАУ по радиоканалу с квитированием (мощность 200У) (ICOM) ХЖ2.390.325-31 в составе: - усилительно-коммуникационный блок - приемопередатчик - аккумуляторные батареи - направленная антенна - 5 шт. с круговой направленностью - 3 шт. - уличные громкоговорители - 4 шт. |
11
|
г. Южно-Сахалинск |
1.Устройство приемопередающееЛЮИУ.464419.0114-04 - антенное устройство круговой направленности 2. Типовой элемент замены ИКС, совместимый с П-166 БОУ НИЯТ.465.689.004 3. Пусковое устройство для электросирен С-40 совместимое с П-166 БОУ Устройство управления ВАУ по радиоканалу с квитированием (мощность 200У) (ICOM) ХЖ2.390.325-31в составе: - усилительно-коммуникационный блок - приемопередатчик - аккумуляторные батареи - антенна с круговой диаграммой направленности - уличные громкоговорители - 4 шт. |
5 5
8
6
23
|
г. Невельск |
1.Оборудование для переключения каналов вещания в составе: -устройство переключения РТУ по радиоканалу ЛЮИУ.465325.001-01 - блок аудиокоммутатора ЛЮИУ.465277.001 - блок видеокоммутатора ЛЮИУ. 465277.002-01 - счетчик электропитания - направленная антенна 2. Устройство управления ВАУ по радиоканалу с квитированием (мощность 200У) (ICOM) ХЖ2.390.325-31в составе: - усилительно-коммуникационный блок - приемопередатчик - аккумуляторные батареи - направленная антенна - 5 шт уличные громкоговорители - 4 шт. |
1
5 |
Также в п. 1.2 ТЗ указано, что замена оборудования на эквивалент или аналог недопустима по причине необходимости программно-аппаратного сопряжения с ранее смонтированным оборудованием КТСО - Р, ХЖ1.110.076.
На рассмотрении жалобы представитель Заявителя пояснил, что Обществом в 2011 году разработан и прошел испытания комплекс технических средств оповещения по радиоканалу модернизированного (КТСО-РМ), ТИГА.464511.001. Акт N3 от 28.07.2011. При этом пояснил, что устройства, аппаратура (КТСО-РМ) ТИГА.464511.001 взаимодействуют с оборудованием КТСО-Р, то есть являются совместимыми.
Письмо начальника региональных центров по делам ГО, ЧС и ЛПСБ от 04.07.2013 N33-3-1030 информирует, и представляет список, что комплексов технических средств оповещения населения, прошедших государственные испытания в МЧС России и предназначенных для создания автоматизированных систем оповещения населения, в том числе для местных, локальных и объектовых систем: КТСО-Р - завод изготовитель ОАО "Владимирский завод "Электроприбор" (г. Владимир); КТСО-РМ - разработчик-изготовитель ООО "Комплексные системы" (г. Владимир). Ни один комплекс "базовым (основным)" для создания систем оповещения не определен.
Также представитель Заявитель представил письма учреждений, где устройства управления КТСО-РМ введены в действие при взаимодействии с комплексом КТСО-Р.
Письмо ОГКУ "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области" от 16.03.2016 в котором говорится, что управление оконченными устройствами КТСО-РМ, развернутыми в системе оповещения Ивановской области, осуществляются через центральную радиостанцию КТСО-Р производства ОАО "Владимирский завод "Электроприбор".
Письмо Управления по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области от 16.03.2016 N525-01-11-389/16 из которого следует, что в Нижегородской области построено 12 локальных систем оповещения, при этом аппаратура КТСО-РМ и КТСО-Р, на базе которых системы построены, взаимодействуют между собой без дополнительных устройств сопряжения, в том числе, в том числе при оконченных устройств КТСО-РМ через центральную радиостанцию КТСО-Р производства ОАО "Владимирский завод "Электроприбор".
Письмо МБУ "Гражданская защита" г. Дзержинска Нижегородской области от 14.03.2016 N347 сообщает, что 50 комплексов аппаратуры КТСО-РМ развернутые в городе функционируют в полном объеме, при этом управление оконченными устройствами производится с пультов управления КТСО-РМ через центральную радиостанцию КТСО-Р производства ОАО "Владимирский завод "Электроприбор".
Заказчик на рассмотрении жалобы не представил доказательств того, что эквиваленты устройств указанных в ТЗ, будут несовместимы с ранее смонтированным оборудованием КТСО - Р.
В обосновании недопустимости представлять эквивалентный товар Заказчик также пояснил, что в 2012 году с дочерним предприятием "Комплексных Систем" г. Владимира и ГКУ "Дирекция программы "Курилы" заключен контракт по реконструкции системы оповещения трех районов Сахалинской области - Долинского, Смирныховского и Холмского. Где были установлены центральные радиостанции и оконечные устройства производства "Комплексных систем". В результате создана местная система оповещения вместо региональной. Так как отсутствует полная совместимость с ранее установленным оборудованием в центре. Отсутствует запуск по индивидуальному выбору оконечных устройств, расшифровка сработанных оконечных устройств в центре оповещения г. Южно-Сахалинска. При запуске оконечных устройств данных районов оперативный дежурный ЦУКС не получает информацию подтверждения о срабатывании оконечных устройств.
При этом доказательств того, что именно по причине несовместимости устройств не срабатывает система оповещения, Заказчик не представил.
Комиссия, на основании вышеизложенного решила, что Заказчик при формировании и утверждении аукционной документации нарушил нормы п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в частности ограничил участников закупки поставить эквивалентный товар, без такого обоснования. Таким образом, требование к товару указанному в ТЗ влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Действия Заказчика противоречат требованиям Закона о контрактной системе и приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
В связи с этим, Заказчиком также нарушена ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч. 3, 15 и п. 2 части 22 ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
1. Признать жалобу ООО "Комплексные Системы-плюс" на действия заказчика - Областного казенного учреждения "Управление обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Сахалинской области" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка оборудования для реконструкции автоматизированной системы централизованного оповещения на территории Сахалинской области" (извещение N0861200000116000097) - обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии К.В. Солонин
А.Е Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 марта 2016 г. N 92/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2016