Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 февраля 2016 г. N 52/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля государственных закупок руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.
В присутствии представителей сторон от заказчика Графениной О.С., Зубова А.С., от заявителя ООО "Строитель РЖД" Борискова А.Е., от третьего лица ОАО "Сахалин-Инжиниринг" Савчука К.В., в отсутствии представителя от ООО "СПЕЦСТРОЙ", уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "Строитель РЖД" и ООО "СПЕЦСТРОЙ" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ Пассажирской подвесной канатной дороги с отцепляющимися четырехместными креслами L=900м по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"." (извещение N 1061200000316000003),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступили жалобы ООО "Строитель РЖД" и ООО "СПЕЦСТРОЙ" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" (далее - Заказчик) по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ Пассажирской подвесной канатной дороги с отцепляющимися четырехместными креслами L=900м по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"." (извещение N 1061200000316000003) (далее - конкурс).
По мнению заявителей жалоб, аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и приводит к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком утверждена конкурсная документация по указанному выше объекту, размещенная 10.02.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети интернет http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
ООО "Строитель РЖД" в соей жалобе указал, что для оценки заявок по подкритерию "Квалификация участников закупки", а именно по п.2.2., 2.3, 2.4 таблицы N 3 конкурсной документации, к учету при подсчете рейтингов участников будут приниматься подтвержденные копиями контрактов (договоров) выполненные строительно-монтажные работы (строительство канатных дорог). В случае, если в заявке участника отсутствуют вышеуказанные подтверждающие документы, по данным показателям (п.2.2, п.2.3, п. 2.4 Таблицы N 3) заявке будет присвоено ноль баллов, а участнику который предоставит копии контрактов (договоров) с копиями актов выполненных работ по выполнению строительно-монтажных работ по строительству канатной дороги, получит максимальное количество балов. (Данная позиция Заказчиком подтверждается ^ Разъяснением от 12.02.2016). Установление таких требований может привести к ограничению конкуренции при оценке заявок участников конкурса.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из Таблицы N 3. Показатели (подкритерии) критерия "Квалификация участников закупки" следует следующее:
2.2 |
Наибольшее количество выполненных строительно-монтажных работ (строительство канатных дорог) за последние пять лет предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. (подтверждается копии контрактов (договоров) с копиями актов выполненных работ) |
0,30 |
не осуществлялось выполнение строительно-монтажных работ, нет информации или информация не подтверждена документально |
0 |
|
2.3 |
Наибольшая контрактная стоимость выполненных строительно-монтажных работ (строительство канатных дорог) за последние пять лет предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. (подтверждается копии контрактов (договоров) с копиями актов выполненных работ) |
0,30 |
не осуществлялось выполнение строительно-монтажных работ, нет информации или информация не подтверждена документально |
0 |
|
2.4 |
Наибольшее количество положительных отзывов от заказчиков о выполненных строительно-монтажных работ (строительство канатных дорог) (подтверждается копиями отзывов) |
0,15 |
нет отзывов, нет информации или информация не подтверждена документально |
0 |
Установленные Заказчиком требования по критериям "Квалификация участников закупки" не противоречат Закону о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Кроме того, объект закупки по своему характеру и объему является специфическим, и выполнение строительно-монтажных работ требует наличие опыта в данном направлении. Участник закупки не имеющий опыта работ сопоставимого характера и объема объекту закупки не гарантирует надлежащего выполнения работ, а также может повлечь негативные последствия при эксплуатации объекта.
Жалоба ООО "Строитель РЖД" признается необоснованной
Из жалобы ООО "СПЕЦСТРОЙ" следует, что заказчик объединил в одну закупку разные виды работ. Объединил в один лот выполнение строительно-монтажные работы и проектно-изыскательские работы.
По результатам изучения положений конкурсной документации, Комиссия решила признать жалобу необоснованной по следующему основанию.
Объектом закупки является "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены".
В конкурсной документации отсутствуют требования по выполнению иных работ, за исключением строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Таким образом, Заказчиком не нарушены положения ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной систем.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки выявлены нарушений.
В п. 1.2 Раздела II (порядок оценки конкурсных заявок) конкурсной документации отношении показателя "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" указано:
"Оценивается предложение участника по выполнению работ по контракту - порядок выполнения работ и сдачи их результатов, мероприятия по контролю качества выполнения работ, в том числе Предложение может содержать справочные данные о деятельности предприятия, подробное описание технологии производства работ с указанием норм, возможность привлечения дополнительного квалифицированного персонала, дополнительных мощностей, применение системы контроля качества в организации (подтверждается сертификатом системы качества)
Предложению каждого участника закупки комиссия выставляет баллы от 0 до 100 баллов. Наивысший балл -100 баллов присваивается участнику, представившему наиболее полное описание выполняемых работ.
Количество баллов, присуждаемых заявке по данному критерию, определяется как среднее арифметическое опенок в баллах всех членов комиссии по закупкам".
Из приведенных положений конкурсной документации следует, что присвоение балов по данному критерию будет осуществляться на основе субъективного мнения каждого из членов комиссии по закупкам. То есть, каждый член комиссии самостоятельно, руководствуясь исключительно своими предпочтениями, будет определять полноту сведений, представленных участником закупки в заявке на участие в конкурсе.
При таком условиях отсутствует объективность и прозрачность порядка присвоения баллов.
Учитывая изложенное, конкурсная документация в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, и. 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок) не содержит предмета оценки, позволяющего определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строитель РЖД" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ Пассажирской подвесной канатной дороги с отцепляющимися четырехместными креслами L=900м по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"." (извещение N 1061200000316000003) - необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" на действия заказчика - Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" по факту проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ Пассажирской подвесной канатной дороги с отцепляющимися четырехместными креслами L=900м по объекту: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены"." (извещение N 1061200000316000003) - необоснованной.
3. Заказчика - Областное автономное учреждение "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" признать нарушившим требования п. 9 ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе и п. 10 Правил оценки заявок.
4. Заказчику - Областному автономному учреждению "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии К.В. Солонин А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 февраля 2016 г. N 52/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2016