Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 декабря 2015 г. N 1571-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства"
- в отсутствие заявителя жалобы ООО "Региональный инженерный центр", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- в присутствии слушателей
рассмотрев жалобу ООО "Региональный инженерный центр" (622018, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Салдинская, 11) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (624992, Свердловская обл., г. Серов, ул. Якова Свердлова, 26), при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0362300149815000055) на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ", Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Региональный инженерный центр" (вх. N 01-25005 от 04.12.2015) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0362300149815000055) на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения документации об электронном аукционе нарушают нормы Закона о контрактной системе, так как требования к материалам (товарам), используемым при производстве работ, размещены на официальном сайте, в формате, без возможности копирования текста, а также содержат указание на показатели, которые не отвечают требованиям ГОСТ. На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
13 ноября 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362300149815000055 на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 98 100 640,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы, являющейся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований прямо предусмотрена Законом о контрактной системе.
Описание объекта закупки содержится в разделе 4 аукционной документации (техническая часть).
В Приложении N 2 к техническому заданию содержится спецификация основных используемых материалов и оборудования с указанием качественных характеристик, используемых при выполнении работ по строительству 44 - квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Новоуральская, 6 А. В частности в позиции 99 (световой указатель светоидный), приложения 2 к техническому заданию (далее по тексту - спецификация) заказчиком установлено следующее требование к товару: степень защиты от IP 23 до IP30. При этом требование о соответствии товара "световой указатель светоидный" какому-либо ГОСТу в техническом задании отсутствует.
В соответствии с МЭК 70-1 - IP все электротехнические устройства должны соответствовать определенной степени защиты. Степени защиты IP (Ingress Protection) установлены стандартом IEC 60529, разработанным Международной Электротехнической Комиссией (IEC).
Степень защиты приводится в виде IPXX, где первая цифра обозначает уровень защиты от попадания твёрдых частиц и степень защиты по электробезопасности, а вторая - защиту от влаги.
Таким образом, как следует из требований технического задания по позиции 99 спецификации, уровень защиты от проникновения твердых посторонних предметов должен быть не ниже 2, уровень защиты влаги - не выше 3, т.е. допустимыми являются значения IP23 и IP30.
В связи с изложенным, довод заявителя не находит своего подтверждения, технические характеристики товара, используемого при выполнении работ по п.99 спецификации, отвечают требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе и потребностям заказчика.
Относительно довода заявителя жалобы о размещении на официальном сайте требований к материалам (товарам), используемым при производстве работ, в формате, без возможности копирования текста комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу:
В соответствии с чч. 1, 4 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, содержащаяся в ней информация является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом п. 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
В п. 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Приложение N2 к техническому заданию (спецификация основных используемых материалов и оборудования с указанием качественных характеристик, используемых при выполнении работ по строительству 44 - квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Новоуральская, 6 А) к документации об аукционе размещен на официальном сайте в межплатформенном формате электронного документа PDF, позволяющем, как показала внеплановая проверка, произвести открытие файла при помощи стандартных текстовых приложений, ознакомиться в полном объеме с его содержанием.
Таким образом, довод заявителя относительно ненадлежащего способа размещения на официальном сайте документации об аукционе не нашел своего подтверждения. Формат электронных файлов, в котором размещена информация о закупке, не препятствует ее изучению со стороны участников закупки. Также это подтверждается фактом подачи 10 заявок.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено также следующее.
В спецификации к техническому заданию по позициям 1, 5, 73 установлены следующие требования к следующим товарам, используемым при выполнении работ:
N п/п |
Наименование товара |
Показатели, позволяющие определить соответствие товаров, установленным заказчиком требованиям. Максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться |
1 |
ПВХ-покрытие линолеум |
Покрытие должны соответствовать стандартам и нормам EN 685 и EN 649 Общая толщина покрытия не менее 2 мм Группа истираемости должна быть: не ниже Р или Т Класс износостойкости: не ниже 33 Класс пожарной опасности не выше КМ 2 Класс горючести должен быть не более Г2 Возгорание не ниже В1 Распространение пламени не ниже РП1 Толщина рабочего слоя не менее 1 мм Устойчиво к воздействию химических веществ |
5 |
Выключатель автоматический |
Должны быть предназначены для защиты распределительных и групповых цепей Номинальный ток: не более 25 А Напряжение постоянного тока выключателя: не менее 48 В Номинальная отключающая способность должна быть: не менее 4500 А Рабочая характеристика электромагнитного расцепителя: С Число полюсов: 3 Условия эксплуатации в соответствии с ГОСТ 15150-69: не хуже УХЛ 4 Степень защиты выключателя: не ниже IP20, в соответствии с ГОСТ 14254- 96 Плитка 6. керамическая для стен ГОСТ 6141-91 Керамическая плитка напольная ГОСТ 6787-2001 Плиты теплоизоляционны е ГОСТ 9573-2012 Электрическая износостойкость, циклов В-О: не менее 6000 Механическая износостойкость, циклов В-О: не менее 20000 Максимальное сечение присоединяемых проводов: не менее 25 мм2 Номинальное напряжение частотой 50 Гц: 230 В |
73 |
Выключатель автоматический |
Предназначены для защиты распределительных и групповых цепей Номинальный ток: не менее 6 А Напряжение постоянного тока выключателя: не менее 48 В Номинальная отключающая способность: не менее 4500 А Рабочая характеристика электромагнитного расцепителя: С Число полюсов: 1 или 2 или 3 Условия эксплуатации, в соответствии с ГОСТ 1 5 150-69: не хуже УХЛ 4 Степень защиты выключателя: не ниже 1Р20, в соответствии с ГОСТ 14254- 96 Электрическая износостойкость, циклов В-О: не менее 6000 Механическая износостойкость, циклов В-О: не менее 20000 Максимальное сечение присоединяемых проводов: не менее 25 мм2 Номинальное напряжение частотой 50 Гц: 230 В |
В позиции 5 (выключатель автоматический), а также в позиции 73 (выключатель автоматический) спецификации заказчиком установлено следующее требование к товару: условия эксплуатации в соответствии с ГОСТ 15150-69: не хуже УХЛ 4.
Инструкция по заполнению заявки, которая содержится в п.23 Информационной карты общей части аукционной документации, не разъясняет значение словосочетания "не хуже", используемого заказчиком при описании объекта закупки в позициях 5 и 73 спецификации. Кроме того, оборот "не хуже" носит субъективный и оценочный характер, не позволяющий однозначно определить требование, установленное к товару, что может ввести в заблуждение участников закупки. Следовательно, неясно какому именно значению показателя "условия эксплуатации в соответствии с ГОСТ 15150-69" должны удовлетворять товары в позициях 5 и 73 спецификации.
В позиции 1 спецификации (ПВХ-покрытие линолеум) установлены следующие требования к товару: класс пожарной опасности не выше КМ 2, возгорание не ниже В1.
Классы пожарной опасности строительных материалов установлены в таблице 3 Приложения к Федеральному законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Указанной таблицей установлены следующие классы пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп:
Свойства пожарной опасности строительных материалов |
Класс пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп |
|||||
КМ0 |
КМ1 |
КМ2 |
КМ3 |
КМ4 |
КМ5 |
|
Горючесть |
НГ |
Г1 |
Г1 |
Г2 |
Г3 |
Г4 |
Воспламеняемость |
- |
В1 |
В2 |
В2 |
В2 |
В3 |
Дымообразующая способность |
- |
Д2 |
Д2 |
Д3 |
Д3 |
Д3 |
Токсичность |
- |
Т2 |
Т2 |
Т2 |
Т3 |
Т4 |
Распространение пламени |
- |
РП1 |
РП1 |
РП2 |
РП2 |
РП4 |
Инструкция по заполнению заявки не разъясняет значение словосочетаний "не ниже" и "не выше", используемого заказчиком при описании объекта закупки в позиции 1 спецификации. Неясно удовлетворяет ли указанное значение показателя (КМ2 и В1 для класса пожарной опасности и воспламеняемости соответственно) требованиям заказчика к товару, и, как следствие, допустимо ли предлагать в составе заявки участника товар с классом пожарной опасности КМ2 и возгоранием В1.
Таким образом, в позициях 1, 5 и 75 спецификации заказчиком при описании товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных предметом контракта, дано необъективное описание объекта закупки, которое не дает однозначного понимания требований заказчика к этим товарам и может ввести участников электронного аукциона в заблуждение. В связи с чем, в действиях Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" усматривается нарушение п.1.ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения влекут административную ответственность по ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.12.2015 N0362300149815000055-1 ни один из участников закупок, подавших свою заявку на участие в аукционе, не был признан комиссией Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" не соответствующим требованиям аукционной документации по пунктам 1, 5 и 75 спецификации. Таким образом, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения исполнителя по контракту, а, следовательно, не повлекли нарушений прав и законных интересов заявителя и иных участников закупки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Региональный инженерный центр" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" выявлены нарушения п.1.ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения исполнителя по муниципальному контракту.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 декабря 2015 г. N 1571-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2016