Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 января 2016 г. N 45-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Шалинского городского округа -
- в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО "Антей", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Антей" (623753, Свердловская обл., г. Реж, ул. Щербакова, 65) о нарушении заказчиком в лице Администрации Шалинского городского округа (623030, Свердловская обл., р.п. Шаля, ул. Орждоникидзе, 5), при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162300006215000034) на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в с. Чусовое Шалинского городского округа Свердловской области по ул. Урицкого б/н на условиях "под ключ", Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Антей" (вх. N 01-18 от 11.01.2016) о нарушении заказчиком в лице Администрации Шалинского городского округа законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162300006215000034) на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в с. Чусовое Шалинского городского округа Свердловской области по ул. Урицкого б/н на условиях "под ключ", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что при утверждении документации об аукционе Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:
1) объединение в один лот проектно-изыскательских и строительных работ;
2) в проекте контракта и техническом задании не предусмотрены работы по выполнению инженерных изысканий;
3) исходные данные для проектирования объекта закупки не опубликованы заказчиком на сайте "http://zakupki.gov.ru" в сети "Интернет";
4) документация о электронном аукционе не содержит требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО на выполнение работ по проектированию и строительству;
5) описанием объекта закупки установлены требования к товарам, необходимых для выполнения работ, предусмотренных предметом контракта, а также не установлено количество товаров, необходимых для выполнения указанных работ;
6) заказчиком нарушен порядок дачи разъяснений положений аукционной документации.
На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу, признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
11.12.2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0162300006215000034 на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в с. Чусовое Шалинского городского округа Свердловской области по ул. Урицкого б/н на условиях "под ключ".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 313 319,00 рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 10.1 информационной карты аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в с. Чусовое Шалинского городского округа Свердловской области по ул. Урицкого б/н на условиях "под ключ".
В соответствии с условиями технического задания и проекта контракта подрядчик обязуется разработать проектную документацию и выполнить работы по строительству трехэтажного многоквартирного жилого дома.
При рассмотрении доводов заявителя о неправомерности включения в один предмет закупки работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства Комиссией установлено следующее.
Наименование и описание объекта закупки включает организацию строительства трехэтажного дома ("под ключ"). Понятие "строительство объекта "под ключ" содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от10.11.1989г. N147.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Таким образом, заказчик правомерно включил в объект закупки по строительству на условиях "под ключ" трехэтажного многоквартирного жилого дома секционного типа в п. Шамары Шалинского городского округа Свердловской области по ул. Гагарина, 2 выполнение работ по проектированию, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
При этом обязательные требования к описанию объекта закупки установлены в ст.33 Закона о контактной системе. В силу п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того, как установлено комиссией Свердловского УФАС России, аукционной документацией не установлено требования о наличии у участника аукциона действующего свидетельства о допуске СРО на проектные и строительные работы. Таким образом, объединение в один лот проектных и строительных работ путем проведения электронного аукциона на условиях "под ключ" в соответствии с Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989 не сужает круг потенциальных участников закупки, а, следовательно, не ограничивает права и законные интересы ООО "Антей".
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1. статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее по тексту - Приказ N624).
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из вышеуказанных положений следует, что выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридические лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам.
Вместе с тем, пунктом 2 Приказа N624 установлено, что в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Пунктом 6 раздела 1 технического задания и пунктом 1.1 проекта контракта установлено, что предмет контракта - выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в с. Чусовое Шалинского городского округа Свердловской области по ул. Урицкого б/н на условиях "под ключ".
Таким образом, поскольку количество этажей возводимого жилого дома не превышает трех, в соответствии с требованиями ГрК РФ и пункта 2 Приказа N624 заказчик правомерно не установил требование к наличию у участников аукциона допуска СРО на выполнение строительных и проектных работ объекта жилищного строительства.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В соответствии с ч.11 ст.48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с условиями проекта муниципального контракта (п.3.1 проекта контракта) муниципальный заказчик обязуется подготовить и передать по акту Генподрядчику исходные данные для проектирования согласно п.19 Технического задания. Передача осуществляется по месту нахождения Заказчика.
В свою очередь согласно п.19 перечня исходных данных технического задания готовые результаты работ по комплексным инженерным изысканиям и Градостроительный план земельного участка предоставляются (передаются) Заказчиком исполнителю в полном объеме в готовом виде.
Таким образом, поскольку готовые результаты работ по комплексным инженерным изысканиям и Градостроительный план земельного участка предоставляются (передаются) Заказчиком исполнителю в полном объеме в готовом виде задание на выполнение инженерных изысканий не предусмотрено проектом контракта и техническим заданием.
Частями 1 и 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Пунктом 9.3 Информационной карты электронного аукциона в частности установлено, что любой участник закупки перед подачей заявки может ознакомиться с исходными данными для проектирования в Управлении архитектуры, градостроительства и землепользования администрации Шалинского городского округа по адресу: Свердловская обл., р.п. Шаля, ул. Орджоникидзе, 5, второй этаж (телефон: 343- 582-23-95), в рабочее время.
При этом указанные исходные данные для проектирования не размещены Администрацией Шалинского городского округа на сайте http://zakupki.gov.ru.
Вместе с тем, представителем заказчика пояснено, что указанные исходные данные для проектирования содержатся в общем доступе на сайте Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Также Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.01.2016г. на участие в аукционе поступило и не было отозвано до окончания срока подачи заявок 10 заявок от участников закупки.
Кроме того, в соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Однако заявитель жалобы не представил Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что не размещение заказчиком на сайте http://zakupki.gov.ru исходных данных для проектирования объекта жилищного строительства повиляло на возможность ООО "Антей" принять участие в рассматриваемом электронном аукционе или иным образом повлияло на права и законные интересы заявителя жалобы. В связи с изложенным, Комиссия Свердловского УФАС России не усматривает нарушения Закона о контрактной системе в действиях заказчика в части не размещения им на сайте http://zakupki.gov.ru исходных данных для проектирования объекта жилищного строительства.
При этом обязательные требования к описанию объекта закупки установлены в ст.33 Закона о контактной системе.
Как было установлено выше, строительство объектов "под ключ" предусматривает выполнение подрядчиком в рамках единого комплекса работ по проектированию объекта закупки, а также его строительству в соответствии с разработанным подрядчиком проектом. При этом задание на проект и перечень необходимых заказчику товаров, которые должны быть использованы при выполнении работ, предусмотренных предметом закупки, содержится в описании объекта закупки.
В свою очередь, перечень необходимых заказчику товаров, которые должны быть использованы при выполнении работ, предусмотренных предметом закупки, установлен в аукционной документации в соответствии с ч.1 ст.64 и ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе. При этом наименование товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных предметом закупки и их конкретные показатели значимые для заказчика устанавливается заказчиком самостоятельно исходя из его потребностей.
Количество используемого при выполнении строительных работ товара устанавливается участником закупки самостоятельно при разработке рабочего проекта объекта строительства.
Таким образом, заказчиком правомерно установлены требования к товарам, необходимым для использования при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом законодательство о контрактной системе срок получения разъяснений положений документации о закупке устанавливает в календарных днях без учета выходных и праздничных дней в соответствии с производственным календарем.
В соответствии с п. 9.2 информационной карты аукционной документации заказчиком установлена дата окончания предоставления участниками аукциона запросов разъяснений положений об аукционе - до 08 января 2016 года.
18.12.2015 года заказчиком на сайте zakupki.gov.ru было опубликовано разъяснение положений аукционной документации, в котором в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не был указан предмет запроса.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе влекут административную ответственность по ч.1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Кроме того, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заявителем жалобы 31.12.2015 года был направлен запрос на разъяснение положений документации.
Вместе с тем, заказчик по истечении двух дней с даты поступления запроса не осуществил разъяснение положений документации об электронном аукционе в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Антей" признать обоснованной в части нарушения порядка дачи разъяснений положений аукционной документации.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Шалинского городского округа выявлено нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Шалинского городского округа предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 января 2016 г. N 45-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016