Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 января 2016 г. N 72-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" - ,
- заявителя в лице ООО "Партнер С" - ,
- заинтересованных лиц ООО "Линкор" - ,ООО "РИЦ" - , "Инжерено-Строительная Компания" - ,
рассмотрев жалобу ООО "Партнер С" (620023, г. Екатеринбург, ул. Патриотов, д. 10, кв. 42) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (624992, Свердловская обл., г. Серов, ул. Якова Свердлова, 26) законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ" (извещение N 0362300149815000055) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Партнер С" (вх. N 01- 260 от 13.01.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенное учреждение "Управление капитального строительства" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ" (извещение N 0362300149815000055), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе ООО "Партнер С" указал, что положения аукционной документации в части описания объекта закупки, установленных требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
13 ноября 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300149815000055 и аукционная документация на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ", в действующей редакции от 29.12.2015г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 98 100 640,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числебб:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованием п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе п.3 информационной карты аукционной документации установлено наименование объекта закупки - выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ".
Частью 4 "Техническая часть" аукционной документации установлено, что результатом деятельности (далее - объект) является 57 жилых помещений общей площадью не менее 2 446,4 кв.м. - конкретный перечень подлежащих строительству жилых помещений указан в приложении N 1 к заданию на проектирование.
Качество объекта должно соответствовать требованиям технических регламентов, проектной документации, разработанной на основании задания на проектирование (Приложение N 1 к настоящему техническому заданию), и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством РФ, регламентирующего данные отношения. Тип жилого дома, проектной документацией которого предусмотрены жилые помещения, отвечающие предмету аукциона - блочный, панельный, кирпичный, кирпично-панельный, монолитный. Жилой дом должен отвечать следующим требованиям: количество этажей пять, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Показатели качественных характеристик устанавливаются согласно проектной документации и должны содержать весь комплекс отделочных работ, оснащение жилых помещений всем электротехническим и санитарно-техническим оборудованием, включая, установку моек на кухне и газовых (электрических) плит. Материалы, применяемые при выполнении работ, в том числе отделке жилых помещений - согласно спецификации (Приложение N 2 к настоящему техническому заданию).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе п.23 информационной карты аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе - спецификацией (Приложение N 2 к техническому заданию (часть 4 настоящей документации), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Инструкцией по заполнению заявки аукционной документации установлено, что использование знака препинания ",", ";" при перечислении значений показателя приравнивается к соединительному союзу "и".
Приложением N2 к техническому заданию установлено требование заказчика к функциональным характеристикам и качественным свойствам используемых материалов и оборудования, используемым при выполнении работ, в том числе:
45 |
Асфальтобетонные смеси ГОСТ 9128- 2013 |
Асфальтобетон должен иметь остаточную пористость до 10,0 %. Марка I или II, горячего типа А Размер зерен для верхних слоев покрытий мельче 10 мм, % не менее 45. Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, МПа, не менее 0,9. Предел прочности при сжатии при температуре 20°С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не менее 2,0 Щебень из плотных горных пород и гравий, щебень из шлаков, входящие в состав смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии должно быть, % по массе, не более 20. Пористость минеральной части асфальтобетона должна быть, %, не более 23 |
|
46 |
Шуруп с полукруглой головкой ГОСТ 1144-80 |
Диаметр стержня, мм от 1,6 до 10. Диаметр головки, м не менее 11,0. Высота головки, мм - более 4. Глубина крестообразного шлица h, не более 4,6. Масса латунных или стальных шурупов не более 54 кг/1000шт |
|
47 |
Плиты бетонные тротуарные ГОСТ 17608-91 |
Камень должен быть из тяжелого или мелкозернистого бетона, класс бетона по прочности на сжатие не менее В25 Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F200 В качестве крупного заполнителя должен быть щебень удовлетворяющий требованиям ГОСТ 26633 Габаритные размеры (ДхШ): не более 250x150 мм Толщина: не менее 50 мм Водопоглощение бетона плит не должно превышать по массе: 6 % Масса: не более 5 кг Наибольший размер зерен крупного заполнителя: не менее 10 мм |
|
49 |
Краска ГОСТ 10503-71 |
Готовые к применению масляные краски, представляющие собой суспензию пигментов (или пигментов и наполнителей) в различных олифах с введением сиккатива, а также добавок, препятствующих образованию плотного осадка, или без них. Краски наносят на поверхность кистью, краскораспылителем или валиком. Готовые к применению масляные краски должны выпускаться следующих цветов: голубая. Для наружных и внутренних работ или для внутренних работ. Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 22. Массовая доля летучего вещества, %, не более 12. словная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0_0,5) °С, с 65-140. Степень перетира, мкм, не более 80. Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более 100. Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С, ч, не более 24. Твердость пленки, условные единицы, не менее, по маятниковому прибору: типа TMJ1 (маятник Б) 0,05. Условная светостойкость пленки, ч, не менее 2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20 |
|
58 |
Горячекатаная арматурная сталь |
ГОСТ 5781-82 Диаметр: до 28 мм Профиль: гладкий Площадь поперечного сечения стержня: не менее 3,4 см2 Временное сопротивление разрыву: более 350 Н/мм2 Относительное удлинение: от 10 % Класс: A-I При изгибе в холодном состоянии на 90° или более градусов толщина отправки должна быть более или равна диаметру стрежня |
|
61 |
Пенополистирольные плиты |
Плиты изготавливаются беспрессовым способом из суспензионного вспенивающегося полистирола с добавкой или без добавки антипирена Плотность: не менее 35 кг/мЗ Прочность на сжатие при 10 % линейной деформации: не менее 0,2 МПа Предел прочности при изгибе: не менее 0,3 МПа Водопоглощение за 24 ч: до 2 % по объему Длина: не менее 1000 не более 2000 мм Ширина: не менее 500 мм Толщина: не менее 40 мм Категория качества: высшая или первая Разность диагоналей не должна превышать: 10 мм |
|
101 |
Швеллер |
Швеллер стальной горячекатаный общего назначения с параллельными гранями полок или с уклоном внутренних граней полок или специальные Высота швеллера: не менее 120 мм Ширина полки: не более 58 мм Толщина стенки: не более 4,8 мм Толщина полки: не менее 7,8 мм Радиус внутреннего закругления: не более 7,5 мм Радиус закругления полки: не более 3,0 мм Длина: не менее 2 не более 12 м Площадь поперечного сечения: не менее 13 см2 Масса швеллера: не менее 10 кг Уклон внутренних граней полок швеллера: не менее 4 не более 10% |
|
164 |
Смесители водоразборные ГОСТ 25809- 96 |
Размер резьбы накидных гаек и штуцеров для присоединения душевых трубок и шлангов G 1/2-В, а поворотных изливов - G 3/4-В. Размер резьбы узла присоединения душевой сетки к душевой трубке и трубке рукоятки гибкого шланга G 1/2-В. Патрубки для присоединения настенных смесителей к сетям холодной и горячей воды имеет эксцентриситет не более 3 мм и внутренние реборды или наружные лыски для завинчивания их в муфту или угольник. Тип: для душа, одно или двухрукояточный, с душевой сеткой на стационарной трубке или шланге Рабочее давление поступающей воды: не более 1,2 МПа Расход воды при минимальном рабочем давлении: от 0,07 л/с Время действия порционных полуавтоматических смесителей и кранов не должно превышать 60 с. Гибкие подводки центральных и набортных смесителей должны обеспечивать удобство монтажа (гибку без применения дополнительного инструмента). |
|
171 |
Фланец стальной плоский приварной по Ру 1,0Мпа |
|
Проход условный Dy: 100 мм Температура среды, °С: не ниже -70 не выше +300 Марка материала фланца: СтЗспЗ или СтЗсп2 или 09Г2С Масса: не более 3,96 кг |
Согласно ГОСТа 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов" асфальтобетон всех типов (в зависимости от содержания щебня) разделяется на типы А, Б, В) в состав которого входят одновременно разнотипные наполнители - щебни (из горных пород, из шлаков) и гравий (в зависимости от наполнителя, ГОСТ разделяет асфальтобетонные смеси на гравийные, щебеночные и песчаные), ввиду чего показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара и используемого при выполнении работ "асфальтобетонные смеси" (п. 45), совместно с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации вводят участников в заблуждение относительного соответствия товара указанному ГОСТ и не позволяют заполнить заявку на участие в закупке.
Также установлено, что ГОСТ 25809-96 "Смесители и краны водоразборные" распространяется на водоразборные смесители и краны для умывальников, рукомойников, моек, раковин, ванн, душа, бидэ, предназначенные для подачи и смешения холодной и горячей (температурой до 75°С) воды, поступающей из централизованных или местных систем холодного и горячего водоснабжения при рабочем давлении от 0,05 до 0,63 МПа или от 0,05 до 1,0 МПа.
Вместе с тем, ГОСТом 25809-96 не предусмотрены показатели, согласно которым "смесители водозаборные" (п. 164) для душа также обладают характеристикой для центральных и набортных смесителей в части гибки подводки без дополнительного инструмента для удобства монтажа.
Кроме того, в п. 49 "краска" установлены показатели без указания вида олифы, применяемой для изготовления масляных красок для наружных и внутренних работ, в зависимости от исходного сырья (натуральная, оксоль, комбинированная и пр.), что вводит участников в заблуждение относительно показателей используемого товара, сведения о которых необходимо предоставить в первой части заявки.
Кроме того, в п. 101 "Швеллер" установлен показатель массы швеллера, вместе с тем ГОСТом 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные" предусмотрен такой показатель как "масса 1 м, гк", ввиду чего заказчиком при описании объекта закупки использован не стандартный показатель.
Согласно ГОСТа 12820-80 "Фланцы стальные плоские приварные" стандарт распространяется на стальные плоские приварные фланцы трубопроводов и соединительных частей, а также на присоединительные фланцы арматуры, соединительных частей машин, приборов, патрубков аппаратов и резервуаров на условное Р(у) от 0,1 до 2,5 МПа (от 1 до 25 кгс/см) и температуру среды от 203 до 573 К (от минус 70 до плюс 300 °С). Конструкция и размеры фланцев должны соответствовать указанным на чертеже и в таблицах 1-5 данного ГОСТа.
Вместе с тем, чертеж, указанный заказчиком по п. 171 "фланец стальной плоский приварной по Ру 1,0Мпа", не соотносится со значениями показателей, установленных заказчиком для Р(у) от 0,1 до 2,5 МПа (от 1 до 25 кгс/см).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании" под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со ст.13 и п. 1, 2 ст.15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил; международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации; предварительные национальные стандарты.
В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2034-ст с 1 июля 2015г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 15588-2014 "Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия", который принят взамен ГОСТ 15588-86 "Плиты пенополистирольные".
Комиссией установлено, что показатели, используемые заказчиком при описания объекта закупки по п. 61 "Пенополистирольные плиты", не соответствуют действующему ГОСТ 15588-2014, так как согласно п. 4.3.2 указанного ГОСТа плиты должны иметь правильную геометрическую форму, разность длин диагоналей наибольших граней плиты не должна превышать, мм: для плит длиной до 1000 включ - 4, для плит длиной от 1000 до 2000 включ - 6, для плит длиной свыше 2000 - 10, при этом согласно ГОСТ 15588-86, требование о соответствии товара которому установлено заказчиком, разность диагоналей не должна превышать, мм: для плит диной до 1000 - 5, свыше 1000 до 2000 - 7, свыше 2000 - 13.
Инструкцией по заполнению заявки аукционной документации установлено, в том числе, что показатели должны соответствовать значениям, установленным в технической части документации об аукционе, а также НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ со всеми рекомендованными и иными приложениями к НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ с учетом требованиям заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам товара) установленных в приложении N 2 к техническому заданию.
Таким образом, установление характеристик товара по недействующему ГОСТу 15588-86 вводит участников закупки в заблуждение относительно показателей пенополистирольной плиты, сведения о которых необходимо предоставить в первой части заявки.
Таким образом, описание объекта закупки носит не объективный характер и нарушает п. ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что разъяснения положений аукционной документации, размещенные на официальном сайте заказчиком, в том числе от 10.01.2016 NРД6 и от 11.01.2016 NРД7, содержат указание на технические опечатки, допущенные заказчиком в части установленных единиц измерения показателей материалов, что изменяет суть документации и нарушает ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Остальные доводы жалобы не находят своего подтверждения. Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Партнер С" признать обоснованной в части не объективного описания объекта закупки.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" выявлено нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п.1 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.1.4, ч 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 января 2016 г. N 72-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2016