Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 января 2016 г. N 88-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы - ,
- заинтересованного лица ООО "Стройкор" - ,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Мегаполис", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Мегаполис" (624602, Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. Флегонта Кабакова, д. 34, кв. 1) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" (624300, Свердловская обл., г. Кушва, ул. Луначарского, 6/1) законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений) (извещение N 0362300300015000176) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Мегаполис" (вх. N 01- 339 от 14.01.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений) (извещение N 0362300300015000176), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Мегаполис" указал, что положения аукционной документации в части описания объекта закупки, установленных требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30 декабря 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300300015000176 и аукционная документация на работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 46 335 317,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованием п. 1 ч. 1 cт. 33 , п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе п.4 аукционной документации установлено наименование объекта закупки - работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений).
Разделом II "техническая часть" аукционной документации уставлено описание объекта закупки, в том числе установлено, что работы выполняются в полном соответствии с условиями Муниципального Контракта, Техническим заданием, Графиком производства работ, Постановления Госстроя от 10 ноября 1989 года N147 "Об утверждении Положения об организации строительства объектов "под ключ", СНиП, ГОСТ, с техническими условиями, техническими регламентами и другими действующими нормативно-правовыми актами РФ и Свердловской области.
Приложением N1 к технической части аукционной документации установлены характеристики объекта - многоквартирный дом с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Понятие "строительство объекта "под ключ" содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989г. N147.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Также Комиссия принимает во внимание, что основной задачей заказчика является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования бюджетных средств, достижения необходимого результата.
Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку формирования лотов, при этом при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выставления предмета торгов единым лотом и определения его содержания (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик правомерно включил в объект закупки выполнение всего комплекса работ, необходимого для ввода объекта - многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 в эксплуатацию, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе п.22 информационной карты аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Показатели, позволяющие определить соответствие товара, используемого при выполнении работ, установленным заказчиком требованиям, содержатся в таблице "Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара и качественные характеристики товара" (Часть II. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ").
Инструкцией по заполнению заявки аукционной документации установлено, что в Приложение N 3 к аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" указаны качественные характеристики (потребительские свойства), используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров: максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником аукциона к использованию, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Приложение N 3 к аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара", технической документации на предлагаемый товар (техническому паспорту, сертификату, инструкции по эксплуатации или иной технической документации).
Приложением N3 к аукционной документации установлено требование заказчика к функциональным характеристикам и качественным свойствам товаров, используемым при выполнении работ, в том числе:
20 |
Арматура |
Арматурная сталь должна быть горячекатаная для армирования железобетонных конструкций; диаметр должен быть более 20 мм; класс должен быть A-I или А-II; марка стали должна быть Ст3кп, Ст5сп или Ст3пс; предел текучести должен быть менее 390 Н/мм2; толщина оправки при изгибе в холодном состоянии на 90° или более градусов должна быть менее 5 диаметров стрежня, класс арматурной стали по пределу текучести должен быть не более А600. |
30 |
Перемычка железобетонная |
Должна быть брусковой, длина не менее 1,29 метров, ширина не менее 120 мм, высота менее 140 миллиметров, расчетная нагрузка должна быть не более 1,96 килоньютонов на метр, расход бетона не более 0,017 м3, расход стали менее 500 грамм, масса менее 43 килограмм, допустимые отклонения по длине, ширине и высоте не должны превышать _6 миллиметров. |
36 |
Ступень лестничная |
Ступень должна быть основной, должна быть выполнена из тяжелого или силикатного бетона средней плотностью не более 2400 кг/м3, длина не более 1,35 метров, ширина более 0,29 метров, высота не менее 145 миллиметров, расход бетона должен быть более 0,04 кубических метров, расход стали на изделие не более 0,65 кг, масса менее 160 кг, допустимые отклонения по длине/высоте не должны превышать _5 мм, при изготовлении применяется арматура класса от А-I до А-III и/или Вр-I диаметром более 3 мм. |
42 |
Лестничный марш |
Должны быть плоскими или ребристыми, должен быть из тяжелого или легкого бетона, должны быть предназначены для применения в лестницах на расчетные временные нагрузки не более 480 килограмм-сила на квадратный метр, длина должна быть более 2,72 метра, ширина должна быть не менее 1,05 метра, высота от 1,4 до 1,5 метра, расход бетона не менее 0,53 кубических метров, расход стали должен быть более 14,77 килограмм, масса марша должна быть более 1,3 тонн, допустимое отклонение по длине/толщине не должно превышать _6 миллиметров. |
137 |
Труба квадратная |
Должна быть электросварной группы А или В, должна быть выполнена из стали 08, Ст3сп, Ст4сп или 10, размер стороны трубы должен быть более 42 и менее 70 мм, толщина стенки от 1 до 5 мм, площадь сечения должна быть более 4,88 см2, масса должна быть более 3,55 кг, момент сопротивления по оси Х/У должен быть более 5,33 см3, момент инерции должен быть не менее 11,3 см4, отклонение от прямого угла в поперечном сечении не должно превышать _1,5°, кривизна трубы не должна превышать 2 мм на 1 м, предельно допустимое отклонение по наружному размеру не более _1,5 % или _0,4 мм, относительное удлинение должно быть не менее 10 %, временное сопротивление разрыву должно быть более 294 Н/мм2 |
В соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского Кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работы.
В соответствии с ч. 2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 11 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно ч. 6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом ч. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность внесения изменений в проектную документацию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
Учитывая вышеизложенное, Закон о контрактной системе позволяет установить требования к товарам, используемым при выполнении строительных работ, в том числе по п. 20, 30, 36, 42, 137, а необходимость применения данных материалов предусмотрена заданием на проектирование (приложение N1 к техническому заданию), при этом не исключается возможность внесения изменений в проектную документацию в процессе строительства объекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
Доказательств обратного, в том числе что установлены избыточные требования к материалам при описании объекта закупки, Комиссии предоставлено не было.
Также, в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе
Пунктом 6 аукционной документации установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе с даты публикации извещения о проведения электронного аукциона направить на адрес электронной площадки, указанной в п. 2 настоящей документации, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника о разъяснении положений документации об аукционе заказчик размещает в единой информационной системе (а до ее введения на официальном сайте zakupki.gov.ru) разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Комиссией установлено, что в нарушение п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе положениями аукционной документации установлено не было.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, от 12.01.2016 и 14.01.2016 на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе NРД1 и NРД2, ввиду чего нарушение п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не влияет на результат закупки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Мегаполис" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" выявлено нарушение п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не влияет на результат закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 января 2016 г. N 88-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2016