Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 января 2016 г. N 92-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы -,
- заинтересованного лица ООО "Стройкор" - ,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "КитежГрад", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "КитежГрад" (658070, Алтайский край, Первомайский район, с. Логовское, ул. Титова, 9, корп. А, оф. 7) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" (624300, Свердловская обл., г. Кушва, ул. Луначарского, 6/1) законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений) (извещение N 0362300300015000176) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "КитежГрад" (вх. N 01- 361 от 15.01.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений) (извещение N 0362300300015000176), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "КитежГрад" указал, что положения аукционной документации в части описания объекта закупки, установленных требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30 декабря 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300300015000176 и аукционная документация на работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 46 335 317,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованием п. 1 ч. 1 cт. 33 , п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе п.4 аукционной документации установлено наименование объекта закупки - работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений).
Разделом II "техническая часть" аукционной документации уставлено описание объекта закупки, в том числе установлено, что работы выполняются в полном соответствии с условиями Муниципального Контракта, Техническим заданием, Графиком производства работ, Постановления Госстроя от 10 ноября 1989 года N147 "Об утверждении Положения об организации строительства объектов "под ключ", СНиП, ГОСТ, с техническими условиями, техническими регламентами и другими действующими нормативно-правовыми актами РФ и Свердловской области.
Приложением N1 к технической части аукционной документации установлены характеристики объекта - многоквартирный дом с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Понятие "строительство объекта "под ключ" содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989г. N147.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Также Комиссия принимает во внимание, что основной задачей заказчика является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования бюджетных средств, достижения необходимого результата.
Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку формирования лотов, при этом при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выставления предмета торгов единым лотом и определения его содержания (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик правомерно включил в объект закупки выполнение всего комплекса работ, необходимого для ввода объекта - многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 в эксплуатацию, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе п.22 информационной карты аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Показатели, позволяющие определить соответствие товара, используемого при выполнении работ, установленным заказчиком требованиям, содержатся в таблице "Функциональные характеристики (потребительские свойства) товара и качественные характеристики товара" (Часть II. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ").
Инструкцией по заполнению заявки аукционной документации установлено, что в Приложение N 3 к аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" указаны качественные характеристики (потребительские свойства), используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров: максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником аукциона к использованию, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Приложение N 3 к аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара", технической документации на предлагаемый товар (техническому паспорту, сертификату, инструкции по эксплуатации или иной технической документации).
Приложением N3 к аукционной документации установлено требование заказчика к функциональным характеристикам и качественным свойствам товаров, используемым при выполнении работ, в том числе:
20 |
Арматура |
Арматурная сталь должна быть горячекатаная для армирования железобетонных конструкций; диаметр должен быть более 20 мм; класс должен быть A-I или А-II; марка стали должна быть Ст3кп, Ст5сп или Ст3пс; предел текучести должен быть менее 390 Н/мм2; толщина оправки при изгибе в холодном состоянии на 90° или более градусов должна быть менее 5 диаметров стрежня, класс арматурной стали по пределу текучести должен быть не более А600. |
30 |
Перемычка железобетонная |
Должна быть брусковой, длина не менее 1,29 метров, ширина не менее 120 мм, высота менее 140 миллиметров, расчетная нагрузка должна быть не более 1,96 килоньютонов на метр, расход бетона не более 0,017 м3, расход стали менее 500 грамм, масса менее 43 килограмм, допустимые отклонения по длине, ширине и высоте не должны превышать _6 миллиметров. |
36 |
Ступень лестничная |
Ступень должна быть основной, должна быть выполнена из тяжелого или силикатного бетона средней плотностью не более 2400 кг/м3, длина не более 1,35 метров, ширина более 0,29 метров, высота не менее 145 миллиметров, расход бетона должен быть более 0,04 кубических метров, расход стали на изделие не более 0,65 кг, масса менее 160 кг, допустимые отклонения по длине/высоте не должны превышать _5 мм, при изготовлении применяется арматура класса от А-I до А-III и/или Вр-I диаметром более 3 мм. |
42 |
Лестничный марш |
Должны быть плоскими или ребристыми, должен быть из тяжелого или легкого бетона, должны быть предназначены для применения в лестницах на расчетные временные нагрузки не более 480 килограмм-сила на квадратный метр, длина должна быть более 2,72 метра, ширина должна быть не менее 1,05 метра, высота от 1,4 до 1,5 метра, расход бетона не менее 0,53 кубических метров, расход стали должен быть более 14,77 килограмм, масса марша должна быть более 1,3 тонн, допустимое отклонение по длине/толщине не должно превышать _6 миллиметров. |
В соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского Кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работы.
В соответствии с ч. 2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 11 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно ч. 6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом ч. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность внесения изменений в проектную документацию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
Учитывая вышеизложенное, Закон о контрактной системе позволяет установить требования к товарам, используемым при выполнении строительных работ, в том числе по п. 20, 30, 36, 42, а необходимость применения данных материалов предусмотрена заданием на проектирование (приложение N1 к техническому заданию), при этом не исключается возможность внесения изменений в проектную документацию в процессе строительства объекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 19 аукционной документации установлены единые требования к участникам электронного аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальные предприниматели или юридические лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с ч. 2 ст.52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с ч. 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития РФ.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Вместе с тем, Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, ст. 4572, ст. 4591), а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (п. 2).
Исходя из вышеизложенного, оснований полагать, что требования к участникам закупки установлены с нарушением Закона о контрактной системе у Комиссии не имеется, так как объектом закупки предусмотрено выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству объекта капитального строительства, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ввиду чего требование к участникам закупки по наличию соответствующих допусков СРО не носит обязательно характера в силу законодательства о градостроительной деятельности.
Доказательств обратного, Комиссии предоставлено не было.
Также, в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе
Пунктом 6 аукционной документации установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе с даты публикации извещения о проведения электронного аукциона направить на адрес электронной площадки, указанной в п. 2 настоящей документации, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника о разъяснении положений документации об аукционе заказчик размещает в единой информационной системе (а до ее введения на официальном сайте zakupki.gov.ru) разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Комиссией установлено, что в нарушение п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе положениями аукционной документации установлено не было.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, от 12.01.2016 и 14.01.2016 на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе NРД1 и NРД2, ввиду чего нарушение п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не влияет на результат закупки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "КитежГрад" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" выявлено нарушение п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не влияет на результат закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 января 2016 г. N 92-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2016