Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 января 2016 г. N 90-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы - ,
- заинтересованного лица ООО "Стройкор" - ,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "СТРОЙИНВЕСТ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (658070, Алтайский край, Первомайский район, с. Логовское, ул. Титова, 9, корп. А, оф. 7) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" (624300, Свердловская обл., г. Кушва, ул. Луначарского, 6/1) законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений) (извещение N 0362300300015000176) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (вх. N 01- 359 от 15.01.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений) (извещение N 0362300300015000176), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "СТРОЙИНВЕСТ" указал, что положения аукционной документации нарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30 декабря 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300300015000176 и аукционная документация на работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 46 335 317,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с требованием п. 1 ч. 1 cт. 33 , п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе п.4 аукционной документации установлено наименование объекта закупки - работы по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 (в том числе проектирование, проведение экспертиз, получение заключений).
Разделом II "техническая часть" аукционной документации уставлено описание объекта закупки, в том числе установлено, что работы выполняются в полном соответствии с условиями Муниципального Контракта, Техническим заданием, Графиком производства работ, Постановления Госстроя от 10 ноября 1989 года N147 "Об утверждении Положения об организации строительства объектов "под ключ", СНиП, ГОСТ, с техническими условиями, техническими регламентами и другими действующими нормативно-правовыми актами РФ и Свердловской области.
Приложением N1 к технической части аукционной документации установлены характеристики объекта - многоквартирный дом с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Понятие "строительство объекта "под ключ" содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989г. N147.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Также Комиссия принимает во внимание, что основной задачей заказчика является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования бюджетных средств, достижения необходимого результата.
Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку формирования лотов, при этом при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выставления предмета торгов единым лотом и определения его содержания (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик правомерно включил в объект закупки выполнение всего комплекса работ, необходимого для ввода объекта - многоквартирного жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Кушва, поселок Баранчинский, улица Республики, дом N 5 в эксплуатацию, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (п. 3).
Согласно ч.3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление), предъявляются при выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Кроме того, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Постановлением установлено, что документами подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
При этом ч. 6 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 20 аукционной документации установлены дополненные требования к участникам электронного аукциона о соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки на основании Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015 г. (п.3)
Пунктом 22 аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, в том числе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
9) копии документов, подтверждающих соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (Основание: Постановление Правительства N 99 от 04.02.2015г.):
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В случае предоставления акта приемки на объект капитального ремонта, выданного после 18.07.2011г., разрешение на ввод объекта не требуется.
Исходя из вышеизложенного оснований полагать, что дополнительные требования к участникам закупки установлены с нарушением Закона о контрактной системе у Комиссии не имеется, так как такие требования предъявляются к участникам при выполнение работ строительных, включенных в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, при этом начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей
Доказательств обратного, Комиссии предоставлено не было.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе
Пунктом 6 аукционной документации установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе с даты публикации извещения о проведения электронного аукциона направить на адрес электронной площадки, указанной в п. 2 настоящей документации, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника о разъяснении положений документации об аукционе заказчик размещает в единой информационной системе (а до ее введения на официальном сайте zakupki.gov.ru) разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Комиссией установлено, что в нарушение п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе положениями аукционной документации установлено не было.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, от 12.01.2016 и 14.01.2016 на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе NРД1 и NРД2, ввиду чего нарушение п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не влияет на результат закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Свобода договора, предусмотренная ст. 421 ГК РФ, позволяет сторонам заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, при этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
К отношениям по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных в части, не урегулированной гражданским законодательством, на основании ст. 768 ГК РФ применяются специальные нормы, закрепленные Законом о контрактной системе. Контракт, заключаемый по результатам закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, должен соответствовать ст. 34 Закона о контрактной системе, которая предусматривает наличие в контракте ряда обязательных условий.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11.4. проекта муниципального контракта предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе, но не исключительно за нарушение п.п. 5.1.2, 5.1.2.1, 5.1.5, 5.1.6 и 5.2 настоящего Контракта, за исключением просрочки выполнения работ Подрядчик несет ответственность в виде штрафа в размере 1 % от цены контракта, что составляет __________________ рублей (5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей).
Пунктом 11.8 проекта муниципального контракта предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 1,5 % от цены контракта, что составляет __________________ рублей (2 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Пунктом 11.9. проекта муниципального контракта предусмотрено, что сумма пеней, которую придется уплатить сторонами за каждый день просрочки исполнения обязательства, рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Комиссией установлено, что положения проекта контракта соответствуют ст. 34 , 64 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, при этом Законом о контрактной системе не установлена обязанность при заключении контракта прописывать в нем формулу расчета неустойки, при этом в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактам (данная позиция подтверждается письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 11.12.2014г. N 02-02-04/63862).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признать обоснованной в части не установления даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" выявлено нарушение п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа "Комитет жилищно-коммунальной сферы" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не влияет на результат закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 января 2016 г. N 90-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2016