Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 февраля 2016 г. N 225-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - (доверенность N108 от 11.01.2016), (доверенность N106 от 11.01.2016г.),
- в отсутствии заявителя ООО "ЭкоПро", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоПро" (143910, Московская обл. г. Балашиха, ул. Крупешина, д.1, помещение 1а) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (620095, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101, каб. 265), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение слуховыми аппаратами цифровыми заушными инвалидов, проживающих на территории Свердловской области в 2016 году в количестве 140 штук (извещение N 0262100002916000079), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ЭкоПро" (вх. N 01-2176 от 16.02.2016г.) о нарушении Закона о контрактной системе заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение слуховыми аппаратами цифровыми заушными инвалидов, проживающих на территории Свердловской области в 2016 году в количестве 140 штук (извещение N 0262100002916000079), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "ЭкоПром" указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили, что в соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
При планировании и осуществлении закупок исходят из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд в процессе реализации возложенных на него функций, обеспечение техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами является комплексным реабилитационным мероприятием, состоящим из проведения осмотра получателя врачом сурдологом-оториноларингологом, подбора слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям, индивидуальной настройки слухового аппарата, инструктажа, консультационной помощи по правильному пользованию слуховым аппаратом, выдачи слухового аппарата получателю. Заказчик не имеет данных о том, какой слуховой аппарат будет настроен и подобран, до момента осмотра конкретного Получателя врачом. Решение о применении индивидуального ушного вкладыша (далее - ИУВ) назначается обычно в трёх случаях: - пациентам с IV степенью тугоухости; - пациентам с физиологически отличным строением слухового прохода; - в случае возникновения обратной связи (свист) между микрофоном и телефоном слухового аппарата. Оценку данных критериев и решение об изготовлении ИУВ может быть принята только в процессе осмотра и подбора конкретного слухового аппарата (с различными техническими и функциональными характеристиками) конкретному пациенту. Закупка предполагает, что все слуховые аппараты снабжены стандартным слуховым вкладышем, ввиду чего процесс настройки и подбора может быть осуществлен в полном объеме Исполнителем, за исключением случаев, в которых врач примет решение о изготовлении ИУВ. Изготовление ИУВ является частью комплекса реабилитационных мероприятий осуществляемых Исполнителем и относится не количеству слуховых аппаратов требуемых к закупке, а к процессу подбора и настройки врачом - сурдологом конкретного пациента.
При подборе слухового аппарата учитываются анатомические особенности строения ушной раковины для изготовления ушного вкладыша, что предполагает снятие слепка слухового прохода и ушной раковины (ГОСТ Р 51024-2012), ввиду чего снятие слепка является не только обязательной процедурой перед изготовлением ИУВ, но и стандартной для врачей - сурдологов.
Также указали, что большинство инвалидов, как правило, имеют потери слуха на оба уха. Для обеспечения реального реабилитационного эффекта требуется осуществить протезирование на оба уха. При этом громкость воспринимаемая пациентом с потерями слуха является субъективным параметром, который физиологически складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей. Изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости пациентом. Это становиться затруднительным, если слуховые аппараты бинаурально не связаны, громкость на одном аппарате будет отличаться от громкости на другом. Пациенту в этом случае необходимо изменять громкость и акустические программы на каждом из аппаратов независимо, это не только создаёт сложности эксплуатационного характера, но и может приводить к некорректным физиологическим режимам ухудшающим реабилитационный эффект от применения бинаурального протезирования.
В этой связи, целью закупки является достижение максимального реабилитационного эффекта по результатам протезирования, функция "бинауральной синхронизации переключения программ и регулировки громкости" является обязательной и необходимой характеристикой слуховых аппаратов, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
05 февраля 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0262100002916000079 и документация об аукционе на обеспечение слуховыми аппаратами цифровыми заушными инвалидов, проживающих на территории Свердловской области в 2016 году в количестве 140 штук, в действующей редакции от 05.02.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 107 166,80 рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 (далее - Постановление).
В указанный Перечень включены слуховые аппараты неимплантируемые (код 13.10.18.110 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007).
Для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно: содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан; не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя (ч. 2 Постановления).
Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (ч.3 Постановления).
Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий), утв. Приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 29.
Комиссией установлено, что в соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе извещением N 0262100002916000079 и пп. 19.1 п. 19 "Применения национального режима при осуществлении закупок" аукционной документации установлено ограничение допуска участия в определении поставщика в соответствии с Постановлением. Также, п. 19 Информационной карты электронного аукциона установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, копия сертификата о происхождении товара, выдаваемого, уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки в соответствии п. 3 информационной карты аукционной документации является обеспечение слуховыми аппаратами цифровыми заушными инвалидов, проживающих на территории Свердловской области в 2016 году, в количестве 140 штук..
Частью 4 аукционной документации установлено описание объекта закупки: обеспечение слуховыми аппаратами является комплексным реабилитационным мероприятием, включающим в себя: проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом, подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям, индивидуальную настройку слухового аппарата, инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом, выдачу слухового аппарата Получателю.
Технические характеристики к слуховым аппаратам должны соответствовать стандарту IEC 118-7 2cc (измерения для 2-х кубовой камеры) и указаны в таблице 1. Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012 Аппараты слуховые электронные реабилитационные (Общие технические условия), а также техническое требование заказчика на поставку товара, его функциональные и качественные характеристики, а именно:
п/п |
Характеристики |
Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный (17-05,17-13)* |
Слуховой аппарат цифровой заушный мощный (17-06,17-13)* |
Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)* |
1 |
Диапазон частот |
0,1-не менее 4,5 кГц |
0,1-не менее 5,0 кГц |
0,1-не менее 5,0 кГц |
2 |
Максимальный ВУЗД 90 |
не менее 140 дБ |
не менее 135 дБ |
не менее 125 дБ |
3 |
Максимальное усиление |
не менее 80дБ |
не менее 75дБ |
не менее 50 дБ |
4 |
Количество каналов цифровой обработки звука |
не менее 6-х |
не менее 6-х |
не менее 6-х |
5 |
Программ прослушивания |
не менее 4-х |
не менее 4-х |
не менее 4-х |
6 |
Динамическое подавление обратной связи |
наличие |
наличие |
наличие |
7 |
Шумоподавление |
наличие |
наличие |
наличие |
8 |
Подавление шумов микрофона (тихих шумов) |
наличие |
наличие |
Наличие |
9 |
Аудиовход |
наличие |
наличие |
Наличие |
10 |
Регулятор громкости (автоматический или ручной) |
наличие |
наличие |
наличие |
11 |
Индукционная катушка |
наличие |
наличие |
наличие |
12 |
АРУ |
наличие |
наличие |
Наличие |
13 |
Технология подавления обратной связи |
наличие |
наличие |
Наличие |
14 |
Система подавления внезапных резких звуков |
наличие |
наличие |
Наличие |
15 |
Адаптивная направленность микрофона |
наличие |
наличие |
Наличие |
16 |
Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ |
наличие |
наличие |
отсутствие |
17 |
Все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации: элемент питания - 2 шт., стандартные вкладыши. |
|||
18 |
Используемые типы элементов питания слуховых аппаратов (поставляются в комплекте): 675, 13, 312 |
|||
Количество |
180 |
180 |
117 |
* Приказ от 24.05.2013г. N214н об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N2347-Р.
Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер, установленные значения показателей слуховых аппаратов соответствуют требованиям ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к аукционной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8.3 проекта государственного контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ в порядке, предусмотренном ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ввиду чего довод заявителя не находит своего подтверждения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, с том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что в соответствии с требованием п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в части 5 "Расчет стоимости начальной (максимальной) цены контракта" аукционной документации представлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок, а так же обоснования начальной (максимальной) цены контракта, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определены ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ.
В связи с изложенным, у Комиссии отсутствуют полномочия по проведению внеплановой проверки действий заказчика в части формирования начальной (максимальной) цены контракта. В связи с чем, указанный довод жалобы остаётся без рассмотрения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ЭкоПро" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 февраля 2016 г. N 225-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016