Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 февраля 2016 г. N 158-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
- заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии,
-главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
-заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница"-(доверенность б/н от 28.01.2016г.),
-заявителя в лице ООО "Торговый дом "Радуга"- (доверенность б/н от 29.01.2016г.),
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Радуга"(620012, г. Екатеринбург, ул. Ильича, 17, ОПС-12, а/я 359) о нарушениизаказчиком в лицеГосударственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница" (620030, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 8 км.), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку эпоэтина бета (извещение N 0362200014415000624)Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО "Торговый дом "Радуга"(вх. N 01-971от 27.01.2016г.) о нарушениизаказчиком в лицеГосударственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку эпоэтина бета (извещение N 0362200014415000624)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации, в части установленных ограничений допуска, нарушают Закон о контрактной системе, а также, что аукционной комиссией нарушен порядок отбора участников закупки, так как заявка участника закупки ООО "Торговый дом "Радуга"необоснованно отклонена, просит признать жалобу обоснованной.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что при проведении закупки действовали в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия пришла к следующим выводам.
09 декабря 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362200014415000624и аукционная документация в действующей редакции с 16.12.2015 г. на поставкуэпоэтина бета.
Начальная (максимальная) цена контракта составила663 841,60руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
В нарушение ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации ООО "Торговый дом "Радуга"была подана 27.01.2016г. в 16:50, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (19.01.2016г.), ввиду чего в данной части доводы рассмотрению не подлежат.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 19.01.2016 N624-1 на участие в электронном аукционе было подано 7 заявок. До участия в закупке были допущены заявки с порядковыми номерами 2,4,5,7.
25 января 2016 года аукционной комиссией былсоставлен протокол подведения итогов электронного аукциона, в соответствии с указанным протоколом заявка участника закупкиООО "Торговый дом "Радуга", которой был присвоен порядковый номер 7, а также заявка участника закупки с порядковым номером 2, признаны не соответствующими на основании:вторая часть заявки не соответствует требованиям, установленным пп.6 п. 1.1 ч.1 ст. 17 главыII документации об аукционе, в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 6 ч. 5 ст. 66Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системепри осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системев целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчикомв п. 1.3 ч.1 ст.17 главы IIаукционной документации предусмотрено требование к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым, вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать в том числе:документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов (п.6 ч.5 ст.66 Закона N 44-ФЗ) - декларация страны происхождения поставляемого товара. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе, несет участник закупки (ч.4 ст.14 Закона N 44-ФЗ, п.9 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N155); сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (ч.3 ст.14 Закона N 44-ФЗ, Постановление ПравительстваРФ от 30.11.2015 г. N1289).
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N1289"Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) заказчик должен отклонять все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с ч. 2 Постановления подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме (СТ-1), установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с ч. 4 Постановления в случае если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые Министерством экономического развития Российской Федерации.
В представленных заявках с порядковыми номерами 2, а также 7, участника закупки ООО "Торговый дом "Радуга", предложен к поставке товар "Эпоэтин бета" с указанием страны - Россия, в данных заявках отсутствует сертификат о происхождении товара (СТ-1).
Вместе с тем, ограничение, установленное Постановлением, применяется при наличии всех условий, установленных пунктом 1 данного постановления. При отсутствии этих условий ограничения, установленные Постановлением, не применяются, в связи с чем отсутствие в заявке участника сертификата о происхождении товара, формы СТ-1, не является основанием для отклонения заявки.
Доказательств, подтверждающих, что в рассматриваемой ситуации присутствуют все условия, при которых подлежит применению ограничение, установленное Постановлением, отсутствует.
Согласно ч.2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Частью 6 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в такомаукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика признала заявки с порядковыми номерами 2, а также 7, участника закупки ООО "Торговый дом "Радуга", не соответствующими документации об электронном аукционе, в нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
В данных действиях аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "Торговый дом "Радуга"признать обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница", его аукционной комиссии нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница", его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 февраля 2016 г. N 158-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2016