Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 марта 2016 г. N 260-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
- заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Камышловского городского округа - (доверенность б/н от 11.01.2016г.),
- в отсутствии уполномоченного органа в лице Муниципальное казенное учреждение "Центр обеспечения деятельности городской системы образования", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Регион-Запад", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Регион-Запад" (633520, Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Одарича, 25А, оф. 15) о нарушении заказчиком в лице Администрации Камышловского городского округа (624860, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Свердлова, д.41), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения деятельности городской системы образования" (624860, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Свердлова, д.41, каб. N11), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на долевое участие в строительстве 62 жилых помещений в городе Камышлове Свердловской области (извещение N 0862300006916000003), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Регион-Запад" (вх. N 01-2638 от 25.02.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Камышловского городского округа, уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения деятельности городской системы образования", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на долевое участие в строительстве 62 жилых помещений в городе Камышлове Свердловской области (извещение N 0862300006916000003) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Регион-Запад" указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, а именно:
- в нарушение ч. 1 ст. 64 ФЗ-44 в аукционной документации отсутствует идентификационный код закупки;
- извещение об электронном аукционе и документация о таком аукционе содержат разные банковские реквизиты для внесения обеспечения исполнения контракта;
- документация об электронном аукционе не содержит указаний на то, какие документы должна содержать заявка участника в соответствии с установленными документацией об аукционе требованиями к участнику заявки;
- в документации об электронном аукционе неправомерно установлены требования ко второй части заявки;
- в проекте государственного контракта установлена ответственность на Заказчика и Поставщика в нарушение норм Постановления Правительства N1063 от 25.10.2013г.;
- в проекте государственного контракта отсутствует точное указание на срок действия контракта, что не позволяет участнику аукциона установить срок действия банковской гарантии,
просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводом жалобы в части разных реквизитов, указанных в извещении и документации об аукционе, согласился, остальные доводы жалобы просил признать необоснованными.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
10 февраля 2016г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0862300006916000003 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 79 890 990,00 рублей.
29 февраля 2016г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
Согласно указанному протоколу аукцион признан несостоявшимся на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 65 Закона о Контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что Заявителем не направлялся запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе:
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
Согласно ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе:
3) идентификационный код закупки;
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 114 Закона о контрактной системе п. 3 ст. 42 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2017 года.
Таким образом, Закон о контрактной системе не предусматривает обязанность заказчика устанавливать в документации об электронном аукционе информацию об идентификационном коде закупки, ввиду чего в данной части доводы жалобы не находят своего подтверждения.
В извещении N0862300006916000002 Заказчиком установлены платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта, а именно p/c 40302810416544050015, л/с 05901000020, БИК 046577674.
Вместе с тем, документацией об электронном аукционе также установлены реквизиты для обеспечения исполнения контракта: р/сч40302810916545000056, л/сч05901000020, БИК 046577674.
Таким образом, положения аукционной документации в части сведений о платежных реквизитах для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта вводят участников закупки в заблуждение и нарушают ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2, 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
П. 12.1 аукционной документации Заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе, обладать необходимыми документами, необходимыми для заключения контракта долевого участия в строительстве многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, а также лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого контракта.
П. 13.2 аукционной документации Заказчик устанавливает требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе:
4) копию свидетельства о праве собственности на земельный участок, представленный для строительства (создания) многоквартирного дома или копия договора аренды такого земельного участка, или копия договора субаренды такого земельного участка, или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", копия договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком (Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ");
5) копию действующего разрешения на строительство (Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ");
6) копию проектной декларации на строительство многоквартирного жилого дома (Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ").
Таким образом, требования к составу заявки соответствуют ст. 64, 66 Закона о контрактной системе, доказательств обратного Комиссии представлено не было.
П. 13.2 аукционной документации Заказчик устанавливает требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе аукционной документацией установлено требование о декларировании своего соответствия, в том числе, что участник не является офшорной компанией.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также, согласно ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона, а также в аукционной документации Заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта в размере 111 145 241,20 рублей.
П. 11.3 Проекта муниципального контракта заказчиком установлено: Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Участником долевого строительства обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере:
-0,5 процента от цены контракта, в случае, если цена, указанная в пункте 4.1. контракта превышает 100 млн. рублей и составляет __________ (руб)., в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Участником долевого строительства, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Участником долевого строительства, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом"
П. 11.6 ч. 3 Проекта муниципального контракта заказчиком установлено: Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Застройщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом в размере:
-0,5 процентов от цены контракта, в случае, если цена, указанная в пункте 4.1. контракта превышает 100 млн. рублей и составляет _______ руб., в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Участником долевого строительства, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Участником долевого строительства, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом".
Таким образом, данные требования установлены заказчиком в нарушение ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", так как начальная (максимальная) цена контракта составила 79 890 990,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом.
В соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В ходе комиссии представитель заказчика пояснил, что в п. 10.5 "Информационной карты" установлен срок завершения работ: с момента заключения контракта до 01 июля 2017 года, при этом в п. 10.3 "Проекта муниципального контракта" установлен срок действия банковской гарантии: срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 3 (три) месяца.
Оснований полагать, что требования к сроку действия банковской гарантии установлены с нарушением Закона о контрактной системе у Комиссии не имеется. Кроме того, данная позиция подтверждается Письмом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3722, согласно которому, установление срока возврата обеспечения исполнения контракта в документации о закупке должно осуществляться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В случае надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) основного обязательства в полном объеме и в срок, установленный контрактом, заказчик вправе вернуть обеспечение исполнения контракта до окончания срока действия обеспечения по контракту. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Исходя из вышеизложенного, у Комиссии нет оснований полагать, что в данных действиях заказчика содержатся нарушения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Регион-Запад" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Камышловского городского округа признать нарушение ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66, ст. 34 Закона о контрактной.
3. Заказчику в лице Администрации Камышловского городского округа предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не влияют на результат закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 марта 2016 г. N 260-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2016