Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 2 марта 2016 г. N РЗ-23/16
Резолютивная часть решения оглашена 3 марта 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 10 марта 2016 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены Комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителя прокуратуры Тамбовской области <_>,
в отсутствие представителей ООО "ЮниСервис", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - ООО "ЮниСервис" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии прокуратуры Тамбовской области при проведении электронного аукциона N0164100007016000057 на оказание услуг по техническому обслуживанию и комплексной уборке помещений и прилегающих территорий прокуратуры Тамбовской области и горрайпрокуратур, и проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Прокуратура Тамбовской области (далее также Заказчик) опубликовала 29.01.2016 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N0164100007016000057 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и комплексной уборке помещений и прилегающих территорий прокуратуры Тамбовской области и горрайпрокуратур.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 850 000 руб.
До окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 4 заявки.
По результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла следующие решения: отказать в допуске к участию в Аукционе участникам закупки, подавшим заявки NN 1, 2, 4; допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона участника закупки, подавшего заявку N 2. Данное решение оформлено протоколом от 16.03.2015 N0164100007016000057.
По результатам рассмотрения первых частей заявок согласно ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
ООО "ЮниСервис" (заявка N4), не согласившись с решением аукционной комиссии Заказчика об отказе ему в допуске к участию в аукционе, обжаловало его в Тамбовское УФАС России.
Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, считает жалобу заявителя необоснованной по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
1. Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Рассмотрев заявку ООО "ЮниСервис", аукционная комиссия Заказчика отказала ему в участии в Аукционе по следующему основанию:
"п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Не предоставление согласия на использование материалов по 61 позиции".
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с таким решением аукционной комиссии Заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 4.4 раздела 4 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" документации рассматриваемого аукциона установлено, что показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, установлены заказчиком в описании объекта закупки (Спецификации, Техническом задании и т.д.).
В Техническом задании Заказчиком установлены требования к техническим (качественным) характеристикам товаров по 88 позициям.
Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования к содержанию первой части заявки установлены Заказчиком в разделе 3 "Порядок подачи заявок. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе" документации рассматриваемого аукциона.
Таким образом, предоставление конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе по всем позициям Технического задания, являлось обязательным для всех участников рассматриваемого аукциона.
В результате анализа первой части заявки N4 (ООО "ЮниСервис"), проведенного Комиссией Тамбовского УФАС России, установлено, что действительно заявка не содержит информации о материалах (товарах), планируемых к использованию при оказании услуг по предмету аукциона, по множеству позиции Технического задания, например отсутствуют сведения по позициям N75 "Средство для стирки", N 72 "Мешки для бытовых отходов (с повышенной прочностью)", N64 "Средство для обезжиривания сантехники" и др.
Таким образом, решение аукционной комиссии прокуратуры Тамбовской области об отказе ООО "ЮниСервис"" в допуске к участию в электронном аукционе N0164100007016000057 принято с соблюдением требований части 4 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В части обжалования положений документации Аукциона, которое содержится в жалобе, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения документации электронного аукциона может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В рассматриваемом случае срок окончания подачи заявок истекал 15.02.2016 в 10:00 час. Жалоба ООО "ЮниСервис" поступила в Тамбовское УФАС России 24.02.2016, то есть со значительным нарушением установленного срока.
Пунктом 3.38 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчиков, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N724/14, установлено, что в случае, если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, то рассмотрение данного довода не проводится.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя в части положений документации о закупке не подлежат рассмотрению комиссией Тамбовского УФАС России.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России были выявлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
3.1. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Таким образом, решение аукционной комиссии заказчика должно быть мотивировано, обосновано и надлежащим образом оформлено, с обязательным указанием на сравнимые и сопоставляемые положения документации об аукционе и заявки.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, опубликованному на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок, участникам закупки, подавшим заявки N 1, 2, отказано в допуске к участию в электронном аукционе со следующей формулировкой:
- в отношении заявки N1: "Отказать в допуске, п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Не соответствие предлагаемых для исполнения материалов техническому заданию";
- в отношении заявки N2: "Отказать в допуске, п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Отсутствие в составе первой части заявки технических параметров материалов предлагаемых для использования в процессе выполнения государственного контракта".
При этом, в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.02.2016 N0164100007016000057 отсутствуют обоснования отклонения заявки N1 и нет указаний на положения документации, которым не соответствует заявка, и на положения заявки, которые не соответствуют документации.
Комиссией Тамбовского УФАС России в ходе анализа заявки N2 установлено, что она содержала только согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе. Заявка не содержала информации о материалах (товарах), предлагаемых к использованию при оказании услуг по предмету аукциона, по всем позициям Технического задания.
Таким образом, заявка N2 подлежала отклонению аукционной комиссией на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системы (непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе), а не по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, как указано в протоколе от 16.02.2016 N0164100007016000057. Аналогичное нарушение порядка оформления протокола и обоснования отказа установлено комиссией Тамбовского УФАС России в отношении заявки N4 (ООО "ЮниСервис"), которая была рассмотрена в п.1 настоящего решения.
В действиях аукционной комиссии Заказчика по оформлению протокола с нарушением требований Закона о контрактной системе содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.2. Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки комиссия Тамбовского УФАС России установила в документации рассматриваемого аукциона следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Техническом задании Заказчиком установлены, в том числе, следующие характеристики товаров, используемых при оказании услуги:
- по позиции N1 "Концентрированное средство для мойки стекол": "Внешний вид: Прозрачная жидкость голубого цвета";
- по позиции N2 "Средство для мойки стекол в зимнее время": "Состав: Оптимизированная смесь ПАВ, растворителей, комплексообразователей, красителя и отдушки. Внешний вид: прозрачная жидкость синего цвета";
- по позиции N6 "Универсальное моющее средство для уборки помещений": "Состав: Содержит поверхностно-активные вещества (ПАВ), моющие добавки, отдушку и краситель. Внешний вид: Прозрачная жидкость бирюзового цвета";
- по позиции N27 "Средство для чистки текстильных покрытий": "Внешний вид: Прозрачная слабоокрашенная жидкость желтого цвета";
- по позиции N48 "Средство для чистки текстильных покрытий": "Внешний вид: прозрачная слабоокрашенная жидкость желтого цвета";
-по позиции N54 "Средство отбеливающие": "Средство отбеливающие должно быть на основе гипохлорита натрия для мытья и дезинфекции посуды, пластиката, кафеля, ванн, раковин, унитазов, мусорных ведер. Жидкость должна быть зеленовато-желтого цвета. Может допускаться выпадение незначительного осадка".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает необъективным установление требования к цвету того или иного чистящего (моющего) средства, так как наличие или отсутствие такой характеристики не повлияет ни на качество средства, ни на результат оказанной услуги. Причем, возможность использования товара эквивалента по цвету документацией об аукционе не предусмотрена.
Обоснованность и правомерность установления такой характеристики как цвет не была доказана заказчиком в процессе проведения внеплановой проверки.
По позиции N58 "Песок для посыпки тротуаров в зимний период" Технического задания Заказчик установил следующее: "Песок природный. Должен представлять собой природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм**, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений. По группе песок должен быть повышенной крупности, а также крупный или средний. Класс песка 1/2. Модуль крупности*: не менее 2,0 Мк. Полный остаток песка на сите N 063, % по массе*: не более 75. Содержание зерен крупностью св. 10, 5 и менее 0,16 мм*: не должно превышать 20 % по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать* 3 % по массе, а содержание глины в комках не должно превышать * 0,5 % по массе".
Заказчик также не обосновал, почему при оказании услуг по рассматриваемому предмету аукциона (техническое обслуживание и комплексная уборка помещений и прилегающих территорий) для посыпки от обледенения тротуаров невозможно использовать песок иного класса, группы, модуля крупности, процентного содержания зерен песка, пылевидных и глинистых частиц, глины в комках. Доказательства требуемых потребностей Заказчика с приложением подтверждающих документов (ГОСТов и др.) установления именно таких требований к песку для посыпки тротуаров в зимний период не представлено.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком были нарушены требования п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе при утверждении документации рассматриваемого аукциона, так как описание объекта закупки не соответствует требованию Закона о контрактной системе об объективности, а также потребностям Заказчика, а значит, ограничивает или могло ограничить участников закупки.
Кроме того, в Техническом задании Заказчиком установлены различные требования к одному товару, используемому при оказании услуг по контракту, что вводит в заблуждение участников закупки, например:
- по позиции N1 "Концентрированное средство для мойки стекол" установлено следующее: "Внешний вид: Прозрачная жидкость голубого цвета", а по позиции N52 "Концентрированное средство для мойки стекол" установлено следующее: "Концентрированное жидкое слабощелочное средство, биоразлагаемо, водорастворимо. Средство должно обладать хорошим моющим и обезжиривающим действием. Должно быть эффективным в воде любой жесткости и температуры. Не должно оказывать отрицательного воздействия на металлические, окрашенные и другие поверхности, должно обладать антистатическим действием. Средство не должно оставлять разводов на стекле, должно хорошо удалять пыль, масло-жировые пятна с различных поверхностей. Средство должно являться негорючей жидкостью. По степени воздействия на организм человека средство должно быть безопасно для здоровья".
Аналогично по позиции N2 "Средство для мойки стекол в зимнее время" установлено следующее: "Состав: Оптимизированная смесь ПАВ, растворителей, комплексообразователей, красителя и отдушки. Внешний вид: прозрачная жидкость синего цвета", а по позиции N51 "Средство для очистки стеклянных поверхностей в зимнее время" установлено другое: "Средство должно быть биоразлагаемо, водорастворимо. Средство должно обладать хорошим моющим и обезжиривающим действием. Не должно оказывать отрицательного воздействия на металлические, окрашенные и другие поверхности, а также должно обладать антистатическим действием. Средство не должно оставлять разводов. Должно хорошо удалять пыль, масло-жировые пятна со стеклянных и других поверхностей. По степени воздействия на организм человека средство должно быть безопасно для здоровья".
Также непонятно включение в Техническое задание нескольких позиций одного товара с идентичными требованиями к нему, например:
- по позиции N11 "Средство для чистки ковров" Заказчиком указано: "Средство должно обладать низким уровнем пенообразования", а затем по позиции N77 "Средство для чистки ковров. Средство должно обладать низким уровнем пенообразования".
Запутанность и двойственность требований к применяемым материалам вводит в заблуждение участников закупки и создает необоснованные трудности в заполнении заявок, что нарушает их законные права и интересы и привело или могло привести к ограничению количества участников закупки, следовательно, противоречит законодательству о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮниСервис" необоснованной.
2. На основании части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы Заявителя о несоответствии документации об аукционе требованиям законодательства о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию прокуратуры Тамбовской области нарушившей п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Признать прокуратуру Тамбовской области нарушившей ч.3 ст. 7, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.ч. 2.1, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
С.В. Мазаева |
|
|
|
|
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина |
|
|
|
|
Исп.: Иванов В.В., тел. 72-73-44
|
В.В. Иванов
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 2 марта 2016 г. N РЗ-23/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016