Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 марта 2016 г. N 39
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "Центр Теплоэнергосбережений" на действия администрации города Ялуторовска Тюменской области и МКУ "Стройзаказчик" при проведении электронного аукциона N АЭ 0006/2016 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru: 0167300002816000017) на оказание услуг по освещению улично-дорожной сети (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 02.03.2016 г. поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ 0006/2016.
Согласно жалобе, положения документации об аукционе не соответствует требованиям действующего законодательства.
В частности, заказчиком не установлены конкретные требования к содержанию и перечню (составу) работ, предусмотренных контрактом, что не позволяет участнику сделать соответствующее предложение. Так, в техническом задании не установлены категории улиц (дорог), при этом наличие указанной информации является необходимым условием исполнения контракта, так как у каждой категории улицы установлен свой режим освещения и соответствующий уровень освещенности.
Кроме того, предусмотренный заказчиком способ оказания услуги как заключение договора аренды на существующие электрические сети с собственником сетей (ПАО "СУЭНКО"), по мнению заявителя, нарушает требования статьи 8, ч.3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ч.1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ограничивает количество участников закупки и создает преимущественные условия для участия в аукционе одному участнику - ПАО "СУЭНКО" или нескольким участникам, аффилированным с данной компанией.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 03.03.2016 г. N 38 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ 0006/2016 (N 0167300002816000017).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Как следует из пояснений уполномоченного органа (письмо исх. N 830 от 09.03.2016 г.) представленных в материалы дела, а также озвученных его представителем в заседании Комиссии, документация электронного аукциона N АЭ 0006/2016 не содержит нарушений требований законодательства о контрактной системе, доводы, изложенные в жалобе заявителя являются несостоятельными. Перечень (состав) работ в рамках оказания услуг по освещению улично-дорожной сети зависит от выбора способа оказания данных услуг самим исполнителем, не только путем использования существующих электрических сетей, либо строительства новых сетей, но и любым другим способом, например, использование системы автономного электроснабжения, использование для генерации энергии солнечных батарей, систем ветрогенерации, а также любых других альтернативных систем с применением новейших технологий, основанных на использовании индивидуальных источников питания. Соответственно, описание объекта закупки, содержащееся в документации об аукционе N АЭ 0006/2016 является объективным и достаточным для того, чтобы любой потенциальный участник, ознакомившись с его условиями смог подать заявку на участие в аукционе.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе целью обеспечения конкуренции является выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. То есть наличие альтернативных возможностей оказания услуги не ведет к ограничению количества участников размещения заказа и соответственно к ограничению конкуренции, а наоборот расширяют количество потенциально возможных участников закупки.
В части довода заявителя о том, что дата подачи заявок на участие в аукционе не соответствует фактической дате размещения извещения на официальном сайте, уполномоченный орган пояснил, что началом срока подачи заявок является именно 16 февраля 2016 г. Время окончания срока подачи заявок (08 часов 00 минут 03 марта 2016 г.). Более того, в извещении размещенном на сайте в электронном виде и информационной карте, приложенной к извещению, время начала подачи заявок указано верно.
Учитывая вышеуказанное, допущенная в приложенной к документации печатной форме извещения опечатка не вводит в заблуждение претендентов на участие в аукционе и не может влиять на полноту и достоверность размещенной информации.
Заказчик поддержал позицию уполномоченного органа, представил в материалы дела возражения на жалобу заявителя (письмо исх. N 202 от 09.02.2016 г.). По мнению заказчика, установленные в аукционной документации требования к оказываемым услугам, в том числе оспариваемые заявителем, не противоречат законодательству.
Так, перечень (состав) работ в рамках оказания вышеуказанных услуг зависит от выбора способа оказания услуг по освещению потенциальным исполнителем: использование системы автономного электроснабжения, либо заключение договора аренды на существующие электрические сети с собственником сетей, либо иным способом.
При изучении вопроса по освещению УДС перед осуществлением закупки заказчиком был использован ГОСТ Р 55392-2012 "Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения", согласно которому установлено, что осветительные приборы могут быть различных видов (в зависимости от способа установки).
Таким образом, в документации об аукционе была установлена техническая возможность оказания услуги по освещению улично-дорожной сети не только с помощью имеющихся сетей уличного освещения, но и инновационным способом, с применением новейших технологий, основанных на использовании индивидуальных источников питания.
Более того, указанный выше ГОСТ закрепляет более 40 видов осветительных приборов, весомая часть которых при своем использовании не нуждается в опорах, на длительность согласования установки которых ссылается заявитель. Данный факт доказывает необоснованность изложенных в жалобе фактов. Кроме того, условиями документации не запрещены и любые другие способы оказания услуги (использование безпилотных летательных аппаратов, применение устройств аккумулирующих солнечную энергию, и многое другое).
В пункте 13 извещения о проведении электронного аукциона N АЭ 0006/2016 на оказание услуг по освещению улично-дорожной сети, были определены следующие условия по сроку подачи заявок на участие в электронном аукционе: с 16 января 2015 г. по 03 марта 2016 г. 08 час. 00 мин. Указанная техническая ошибка, по мнению заказчика, возможно и вносила в условия закупки разногласия для некоторых участников закупки относительно срока подачи заявок, однако после опубликования разъяснения к документации, данное несоответствие было устранено.
Так, в разъяснении было указано, что заказчиком допущена техническая ошибка и датой начала приема заявок необходимо считать 16 февраля 2016 года - дату публикации извещения. Ранее этой даты ни от кого заявок принято не было и не могло быть принято.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования, которые, являются значимыми для качественного исполнения работ, оказания услуг.
Как усматривается из материалов дела, администрация города Ялуторовска Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона N АЭ 0006/2016 в интересах заказчика - МКУ "Стройзаказчик" на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по освещению улично-дорожной сети с начальной (максимальной) ценой контракта 11 500 000, 00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 16.02.2016 14:42 (MSK) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300002816000017.
Согласно раздела 3.1. информационной карты электронного аукциона N АЭ 0006/2016 описание объекта закупки (предмет контракта) содержится в Приложении N1 к документации об электронном аукционе (Техническое задание).
Как было указано выше, заявитель считает, что в настоящей аукционной документации не установлены конкретные требования к содержанию и перечню (составу) работ, предусмотренных контрактом, а именно, в техническом задании не установлены категории улиц (дорог), в то время как наличие указанной информации является необходимым условием исполнения контракта, так как у каждой категории улицы установлен свой режим освещения и соответствующий уровень освещенности.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель, ссылаясь на отсутствие в составе документации о закупке указанной информации, не приводит в обоснование заявленных требований каких-либо объективных доказательств, в том числе ссылок на нормы действующего (отраслевого) законодательства, указывающих на обязательное соблюдение данных условий при заключении государственных (муниципальных) контрактов на оказание данного вида услуг.
Исходя из Технического задания следует, что предмет контракта включает в себя осуществление исполнителем мероприятий по обеспечению города Ялуторовска уличным освещением, при этом соответствующий перечень улиц, подлежащих освещению подержится в Приложении N 3 к техническому заданию. Помимо этого, заказчиком указан график освещения (Приложение N 1 к техническому заданию) с помесячной разбивкой. При этом, из технического задания, равно как из иных положений аукционной документации, проекта муниципального контракта конкретно не оговорен способ оказания данной услуги, то есть каким образом будет осуществляться электроснабжения по соответствующим объектам уличного освещения.
Согласно разъяснений заказчика положений аукционной документации от 18.02.2016 г., перечень (состав) работ в рамках оказания вышеуказанных услуг зависит от выбора способа оказания услуг по освещению потенциальным исполнителем: использование системы автономного электроснабжения, либо заключение договора аренды на существующие электрические сети с собственником сетей, либо иным способом.
В разъяснениях от 25.02.2016 г. заказчик указал: часть электрических сетей является собственностью города Ялуторовска Тюменской области. За более подробной информацией Вы можете обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ялуторовска по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Свердлова, 43/4, каб. N 3. Часть электрических сетей является собственностью ПАО "СУЭНКО". За более подробной информацией Вы можете обратиться к собственнику.
В этой связи, заявитель в своей жалобе указывает, что предусмотренный заказчиком способ оказания услуги как заключение договора аренды на существующие электрические сети с собственником сетей (ПАО "СУЭНКО"), по мнению заявителя, нарушает требования статьи 8, ч.3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ч.1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ограничивает количество участников закупки и создает преимущественные условия для участия в аукционе одному участнику - ПАО "СУЭНКО" или нескольким участникам, аффилированным с данной компанией.
В силу ч. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно ч. 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Однако, Комиссия, исходя из представленных в материалы документов и пояснений сторон по обстоятельствам дела, не усматривает в действиях заказчика и администрации при формулировании в аукционной документации требований к оказываемым услугам, нарушения действующего законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства в части нарушения запретов, касающихся ограничения (устранения) конкуренции при проведении торгов.
Как было указано выше, документацией об электронном аукционе N АЭ 0006/2016 не установлен конкретный способ оказания услуг по освещению улично-дорожной сети города Ялуторовска, соответственно, выбор способа исполнения контракта заказчик оставил на усмотрение непосредственно самого исполнителя.
Таким образом, условиями настоящего аукциона предусмотрена возможность оказания услуг как с использованием существующих электрических сетей в г.Ялуторовске либо строительства новых сетей, а также любым другим способом, например, использование системы автономного электроснабжения, использование для генерации энергии солнечных батарей, систем ветрогенерации, а также любых других альтернативных систем с применением новейших технологий, основанных на использовании индивидуальных источников питания.
В свою очередь, заявитель, ссылаясь на то обстоятельство, что часть существующих электрических сетей находится в собственности ПАО "СУЭНКО", что обуславливает невозможность участия иного хозяйствующего субъекта в данном аукционе в связи с возможным отказом в аренде собственником сетей, не приводит в обоснование данного утверждения никаких объективных доказательств.
В частности, Обществом не представлены соответствующие документы и сведения, подтверждающие факт обращения к ПАО "СУЭНКО" с целью заключения договора на аренду электрических сетей и последующий отказ последнего от заключения такого договора.
Таким образом, доказательства, свидетельствующие о том, что содержащиеся в документации об аукционе N АЭ 0006/2016 требования, могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, заявителем в материалы дела не представлены и его доводы ничем объективно не подтверждены.
Относительно довода заявителя о наличии в документации об аукционе противоречивой информации относительно начала даты (срока) подачи заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в котором должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе также должна содержать и документация об электронном аукционе (пункт 3 части 1 статьи 64 Закона).
Частью 7 статьи 66 названного Федерального закона установлено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона N АЭ 0006/2016 (N 0167300002816000017) на оказание услуг по освещению улично-дорожной сети размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru: 16.02.2016 14:42 (MSK+2), срок подачи заявок на участие в аукционе установлен с 16.02.2016 г. 14:42 по 03.03.2016 г. 08:00.
Таким образом, дата размещения информации о проведении электронного аукциона соответствует сроку подачи заявок, обозначенному в извещении о проведении такого аукциона. Информация аналогичного содержания размещена также на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП", обеспечивающего проведение электронного аукциона: http://roseltorg.ru.
При этом, в прикрепленном на официальном сайте текстовом документе "извещение о проведении электронного аукциона N АЭ 0006/2016 (N 0167300002816000017) на оказание услуг по освещению улично-дорожной сети" срок подачи заявок установлен с 16 января 2015 года, что, по мнению заявителя может ввести в заблуждение потенциальных участников аукциона относительно срока подачи заявки.
Согласно разъяснений заказчика от 26.02.2016 г., допущенная в приложенной к документации печатной форме извещения опечатка не вводит в заблуждение претендентов на участие в аукционе и не может влиять на полноту и достоверность размещенной информации, датой начала подачи заявок на участие в аукционе следует считать 16.02.2016 г.
В свою очередь, из представленных в материалы дела документов с учетом вышеобозначенных разъяснений не усматривается, что указанное обстоятельство каким-либо образом создало непреодолимые препятствия для заявителя в части реализации своего законного права на участие в данной публичной процедуре. Соответственно, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Центр Теплоэнергосбережений" на действия администрации города Ялуторовска Тюменской области и МКУ "Стройзаказчик" при проведении электронного аукциона N АЭ 0006/2016 (N 0167300002816000017) на оказание услуг по освещению улично-дорожной сети необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 марта 2016 г. N 39
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2016