Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 марта 2016 г. N 50
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" (далее также - ООД "Народный фронт "За Россию", заявитель) Савоськин А.Ф., по доверенности,
от заказчика: Департамента здравоохранения Тюменской области (далее также - заказчик) Козлова М.Ю. по доверенности, Воскресенский А.С. по доверенности,
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также-уполномоченный орган) Демченко Е.В. по доверенности, Шуневич М.И., по доверенности,
от третьих лиц: Общества с ограниченной ответственностью "Прививка", генеральный директор Голомидов А.О. (приказ N1 от 27.04.2015), Хазыров М.М. по доверенности,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-0863/16 (реестровый номер закупки: 0167200003416000888) на поставку вакцин для профилактики пневмококковых инфекций (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 11.03.2016 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 14.03.2016 г. N 50 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе, в государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано две вакцины для профилактики пневмококковой инфекции у детей и взрослых - "Превинар13" (Россия) и "Пневмо 23".
Податель жалобы читает, что в совокупности все характеристики указанного в описании объекта закупки товара, соответствуют товару только одного производителя, а именно, 23-валентной пневмококковой полисахаридной вакцине "Пневмо 23", производства "Санофи Пастер С.А." (Франция), что не позволяет участникам закупки предложить к поставке эквивалентный товар.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что аукционная документация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок с нарушением норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 18.03.2016 N 2567/25), согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-0863/16 на поставку вакцин для профилактики пневмококковых инфекций не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Кроме того, пояснили, что на сегодняшний день известно более 90 серотипов пневмококковых инфекций, часть из которых вызывает тяжелые инфекционные заболевания (такие как воспаление легких (пневмония), бронхит, отит, менингит, сепсис). Закупаемая заказчиком вакцина содержит 23 серотипа пневмококковых инфекций. Такая вакцина защищает от большего (23) количества серотипов пневмококка, циркулирующих в РФ и устойчивых к пенициллину. Из 13 серотипов вакцины "Превинар13" двенадцать серотипов входит в состав закупаемой вакцины. Применение закупаемой заказчиком вакцины позволит защитить привитых лиц от большего количества возбудителей инфекции, а значит увеличивает эффект от иммунизации.
Кроме того, заказчик осуществляет закупку вакцины для профилактики пневмококковых инфекций для проведения вакцинации различных групп населения, в том числе лицам, подлежащим призыву на военную службу, лицам, страдающим некоторыми видами заболеваний и другим группам риска.
В соответствии с приложением N 2 к приказу Минздрава России от 21.03.2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", лица, подлежащие призыву на военную службу, подлежат обязательной вакцинации против пневмококковой инфекции, менингококковой инфекции и ветряной оспы. При этом в инструкции по применению вакцины "Превинар13" указано, что для лиц в возрасте 18-49 лет данные по одновременному применению вакцины "Превинар13" с другими вакцинами отсутствуют. В инструкции по применению вакцины "Пневмо23" указано, что данную вакцину можно вводить одновременно с другими вакцинами (за исключением вакцины для профилактики туберкулеза).
Вышеизложенное ставит под сомнение возможность одновременного введения вакцины "Превинар13" с вакцинами против менингококковой инфекции, ветряной оспы и гриппа лицам, достигшим 18-26 лет, призываемых для прохождения воинской службы и подлежащих иммунизации.
Раздельное введение вакцин в силу необходимости строгого соблюдения сроков между инъекциями будет приводить к удлинению и срыву сроков призыва или отправке для прохождения службы призывников не привитыми к отдельной инфекции.
На сегодняшний день в Тюменской области в проведении вакцинации нуждаются 2691 человек страдающих хронической обструктивной болезнью легких, 2430 человек больных бронхиальной астмой, 976 человек, перенесших в 2015 году пневмонии не уточненного возбудителя и другие - всего 8000 лиц всех возрастных групп.
Вся указанная патология не входит в перечень назначений и показаний к применению вакцины "Превинар13" и подлежит иммунопрофилактике вакциной "Пневмо23".
Таким образом, заказчик установил требования к закупаемому товару в соответствии со своими потребностями, в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Представители уполномоченного органа, присутствовавшие в заседании Комиссии поддержали позицию уполномоченного органа о несостоятельности жалобы.
Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку вакцин для профилактики пневмококковых инфекций в интересах Департамента здравоохранения Тюменской области.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416000888.
Согласно приложению N 1 аукционной документации N АЭ-0863/16 (Описание объекта закупки) к поставке требуются: вакцина для профилактики пневмококковых инфекций. Определены следующие характеристики товара: Поливалентная пневмококковая вакцина для профилактики пневмококковой инфекции (включая воспаление легких, бронхит, отит, менингит, сепсис) для детей не менее с 2 лет и взрослых, очищенные капсульные полисахариды Streptococcus pneumoniae 23 серотипов: 1, 2, 3, 4, 5, 6В, 7F, 8, 9N, 9V, 10A, 11A, 12F, 14, 15B, 17F, 18C, 19A, 19F, 20, 22F, 23F, 33F по 0,025 мг каждого; фенольный буферный раствор, содержащий фенол, натрия хлорид, натрия гидрофосфата дигидрат, натрия дигидрофосфата дигидрат, вода для инъекций, 1 шприц - 1 доза с содержанием 0,5мл раствора в упаковке; упаковка, ед. измерения - доза.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативным и правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом согласно части 2 указанной статьи, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Следует отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Участником закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группированные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Учитывая изложенное, Комиссия указывает, что предметом электронного аукциона N АЭ-0863/16 является право на заключение государственного контракта на поставку товара, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки. Соответствие испрашиваемого ответчиком объекта закупки характеристикам товара только одного производителя, как на этом настаивает заявитель, не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции, так как товар с предложенными заказчиком характеристиками может быть поставлен неопределенным количеством поставщиков, что подтверждают и имеющиеся в материалах дела коммерческие предложения потенциальных поставщиков.
В данном случае в рамках формирования заказа заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимой вакциной для оказания качественной медицинской помощи гражданам.
Комиссией установлено, что заказчиком при описании объекта закупки было указано международное непатентованное наименование лекарственного средства, а также все необходимые качественные характеристики и функциональные свойства лекарственного средства. При этом ссылка на соответствие требуемого лекарственного средства конкретному торговому наименованию в аукционной документации не содержится.
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, нарушений законодательства в сфере закупок Комиссией антимонопольного органа при описании заказчиком объекта закупки не установлено.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона N АЭ-0863/1615 на поставку вакцин для профилактики пневмококковых инфекций противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов участников закупки со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" на действия заказчика: Департамента здравоохранения Тюменской области, уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-0863/16 на поставку вакцин для профилактики пневмококковых инфекций, реестровый номер закупки: 0167200003416000888, необоснованной.
В соответствии с частью 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 марта 2016 г. N 50
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2016