Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 февраля 2016 г. N 24-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "ЖилстройСервис" на действия администрации МО поселок Боровский Тюменского района Тюменской области при проведении открытого конкурса N ОК 02-12-2015 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167300009415000036) на выполнение работ по проведению инженерных изысканий и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства: "Канализационно-насосная станция", предполагаемая к строительству по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Боровский, ул. Мира, в районе дома N 15",
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 12.12.2016 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 02-12-2015.
Согласно жалобе, заказчик, установив в конкурсной документации требование о предоставлении участником конкурса только свидетельства СРО на конкретные виды работ по инженерным изысканиям, исключил тем самым, возможность участия в названной закупке заявителя, имеющего свидетельство СРО на выполнение функций генерального проектировщика и нарушил требования законодательства и ограничил конкуренцию.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы. Рассмотрение дела назначено на 19 февраля 2016 г. в 09 часов 30 мин.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 15.02.2016 г. N 21 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 02-12-2015 (N 0167300009415000036).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного открытого конкурса, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии (письмо вх. N 1251 от 17.02.2016 г.). В обоснование представленных возражений на жалобу заявителя заказчик ссылается на полное соответствие требованиям законодательства о контрактной системе положений конкурсной документации относительно требования о представлении свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске участника конкурса к выполнению работ по подготовке проектно-изыскательских работ, являющихся предметом настоящего конкурса.
При этом, из содержания конкурсной документации, равно как из разъяснений заказчика на запрос заявителя, следует, что возможность привлечения к исполнению контракта субподрядных организаций не установлена.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам рассмотрения жалобы заявителя и осуществленной на основании ч.15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса должно содержать требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе такая информация и соответствующий перечень должны содержаться и в конкурсной документации.
Согласно п. 1 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 51 Закона контрактной системе установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе сказано, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 ч. 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, администрация МО п.Боровский выступила организатором проведения открытого конкурса N ОК 02-12-2015 на выполнение работ по проведению инженерных изысканий и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства: "Канализационно-насосная станция", предполагаемая к строительству по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Боровский, ул. Мира, в районе дома N 15" с начальной (максимальной) ценой контракта 3 224 700,00 рублей.
Информация об открытом конкурсе (с конкурсной документацией с последующими изменениями) 15.12.2015 (MSK+2) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N 0167300009415000036.
В соответствии с ч. 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Согласно ч. 8 указанной статьи в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. При этом, разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
09.02.2016 г. в адрес заказчика от ООО "ЖилстройСервис" поступил запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации открытого конкурса N ОК 02-12-2015, в котором общество поставило вопрос о возможности своего участия и допуска названной закупке с условием привлечения субподрядных организаций, имеющих соответствующие допуски СРО на виды работы по инженерным изысканиям, предусмотренных конкурсной документацией, при том, что само общество имеет свидетельство СРО на выполнение работ по организации подготовки проектной документации (функций генерального проектировщика). При этом, в конкурсной документации, в том числе в проекте муниципального контракта (Приложение N 2 к конкурсной документации отсутствует прямой запрет на привлечение к исполнению контракта субподрядных организаций имеющих допуск СРО к видам работ по инженерным изысканиям.
Заказчиком в установленный Законом срок на данный запрос было дано разъяснение (письмо от 10.02.2016 г. N 364), из которого следовало, что возможность привлечения к исполнению контракта субподрядных организаций не устанавливается.
Помимо этого, заказчик указал, что участник заказа должен предоставить документ, подтверждающий допуск к следующим видам работ (работы в составе инженерно-геодезических. инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий; работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений; работы по подготовке наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", указанных в разделе 9 Информационной карты конкурсной документации.
Комиссией установлено, что п. 6.1. раздела 6 информационной карты открытого конкурса (гл.I конкурсной документации), поименованным как "Требования к участникам открытого конкурса" предусмотрено, что участник конкурса должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В этой связи, в разделе 9 информационной карты установлено требование о наличии у участника конкурса в составе заявки копии документа, подтверждающего допуск к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
1.Работы в составе инженерно-геодезических изысканий.
2.Работы в составе инженерно-геологических изысканий.
4.Работы в составе инженерно-экологических изысканий.
5.Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
5.2.Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений.
5.3.Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений.
В рассматриваемом случае объектом закупки (предметом контракта) является выполнение проектных и изыскательских работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно ч. 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указанные в конкурсной документации виды работ содержатся в названном перечне.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Часть 5 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Следовательно, выполнение работ по проектированию всегда предполагает деятельность по организации работ по подготовке проектной документации и лицо, осуществляющее выполнение строительных работ, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации работ по подготовке проектной документации.
Согласно статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В силу ч. 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий; в этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
То есть работы по инженерным изысканиям, выполняемым на этапе архитектурно-строительного проектирования, организуются и контролируются лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документации.
С учетом наличия функциональной и технологической связи проектных и изыскательских работ объединение в один лот указанных двух видов работ действующему законодательству не противоречит.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 настоящего кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Названные работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) поименованы в п. 13 перечня, утвержденного Приказом N 624.
Из анализа приведенных норм следует, что для выполнения проектно-изыскательских работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны обладать свидетельством СРО на допуск к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), причем вне зависимости от того, будут они выполнить работы самостоятельно либо с привлечением к выполнению работ субподрядчиков, обладающих необходимыми допусками СРО к перечисленным выше работам.
Как указано выше, виды работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.
Частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ определено, что в установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников.
Согласно абз. 2 п. 2 Приказа N 624 виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальными предпринимателями самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, названным положением приказа установлен запрет на осуществление работ по инженерным изысканиям индивидуальными предпринимателя самостоятельно.
В силу п. 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может являться любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание разъяснение заказчика (письмо N 364 от 10.02.2016 г.) относительно отсутствия у участника конкурса возможности привлечения к исполнению контракта субподрядных организаций, то есть установление требования о выполнении потенциальным подрядчиком изыскательских работ собственными силами является не правомерным, нарушающим требования законодательства Российской Федерации, влекущим ограничение доступа к участию в конкурсе индивидуальных предпринимателей.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что обязательным условием допуска к участию в закупке, объединяющей в один лот проектные и изыскательские работы, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Такое свидетельство обеспечивает право проектной организации (юридического лица или индивидуального предпринимателя) привлекать для выполнения инженерных изысканий третьих лиц (субподрядчиков) и является достаточным для заключения заказчиком с таким участником договора на выполнение проектно-изыскательских работ.
Следовательно, заказчиком установлено требование о предоставлении документов в составе заявки на участие в открытом конкурсе N ОК 02-12-2015, не предусмотренных Законом о контрактной системе, а именно копии свидетельств СРО о допуске к определенным видам проектных и изыскательских работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, рассматриваемые действия заказчика нарушают требования ч.6 статьи 31, п. 2 части 3 статьи 49, ч.1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует состав правонарушения, предусмотренного ч.4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия считает необходимым указать, что разъяснение заказчика относительно того, что в конкурсной документации не установлена возможность привлечения к исполнению контракта субподрядных организаций, имеющих соответствующие допуски СРО на выполнение отдельных видов работ, основано на ошибочном толковании положений своей же конкурсной документации, а также норм гражданского законодательства, регулирующих выполнение подрядных работ.
Часть 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Из смысла названной правовой нормы следует, что возможность привлечения подрядчиком для выполнения работ иных лиц предполагается, если в договоре не установлена обязанность подрядчика выполнить эту работу лично.
Из содержания конкурсной документации открытого конкурса N ОК 02-12-2015, в частности проекта муниципального контракта (Приложение N 2 к конкурсной документации) не предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы по проведению инженерных изысканий и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства: "Канализационно-насосная станция", предполагаемая к строительству по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Боровский, ул. Мира, в районе дома N 15" собственными силами, без привлечения субподрядных организаций.
По смыслу ч. 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание в адрес администрация МО п.Боровский об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию открытого конкурса N ОК 02-12-2015 (N 0167300009415000036) ) и проведения указанной закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом выводов, изложенных в настоящем Решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ЖилстройСервис" на действия администрация МО п.Боровский при проведении открытого конкурса N ОК 02-12-2015 (N 0167300009415000036) на выполнение работ по проведению инженерных изысканий и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства: "Канализационно-насосная станция", предполагаемая к строительству по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Боровский, ул. Мира, в районе дома N 15" обоснованной.
2.Признать заказчика нарушившим требования ч.6 статьи 31, п. 2 части 3 статьи 49, ч.1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в конкурсную документацию открытого конкурса N ОК 02-12-2015 (N 0167300009415000036) ) и проведения открытого конкурса N ОК 02-12-2015 (N 0167300009415000036) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом выводов, изложенных в настоящем Решении.
4. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Тюменского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ответственных должностных лиц заказчика.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 февраля 2016 г. N 24-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2016