Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 2 февраля 2016 г. N 12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:<_>
рассмотрев дело N 12 926/03-2016, возбужденное по жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - заявитель) на действия заказчика - Акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Завод Искра", выступая от имени и по поручению АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" (далее - заказчик, специализированная организация - ООО "Единый ресурс", далее - специализированная организация) при проведении аукциона в электронной форме N 2068100000115000040 на строительно-монтажные работы по созданию чистых помещений (начальная (максимальная) цена контракта - 52 018 569,01 руб., дата окончания срока подачи заявок - 15.02.2016 г. в 08:00) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 371 от 26.01.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 2068100000115000040.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
По мнению заявителя, заказчиком был допущен ряд нарушений Закона о контрактной системе, а именно: проект контракта содержит неправомерные условия о моменте, с которого оплата контракта считается исполненной и о замене обеспечения в случае его недействительности в ходе исполнения контракта, а также контракт не содержит указания на конкретные размеры неустойки (штрафа, пени). Кроме того, заявитель указывает, что товары, указанные в описании объекта закупки не сопровождаются словами "или эквивалент".
На заседание Комиссии 01.02.2016 г. представитель ООО "СТРОЙИНВЕСТ" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по электронной почте 27.01.2016 г. в 15:00).
Представитель заказчика на заседании Комиссии 01.02.2016 г. не согласился с доводами, изложенными в жалобе, предоставил письменные пояснения, указывающие, в том числе, на следующее.
По мнению заказчика, условия проекта контракта не противоречат требованиям гражданского законодательства и Закона о контрактной системе. Указание слов "или аналог" в техническом задании является технической ошибкой, допущенной при составлении документации. Кроме того, техническое задание содержит общее положение о том, что в случаях, когда данная документация имеет ссылки на конкретные товарные знаки, что вызвано объективной необходимостью, следует читать "или эквивалент".
В рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 11:30 02.02.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25.12.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 2068100000115000040 на строительно-монтажные работы по созданию чистых помещений (начальная (максимальная) цена контракта - 52 018 569,01 руб.).
28.12.2015 г., 12.01.2016 г., 29.01.2016 г. в аукционную документацию были внесены изменения.
30.12.2015 г, 11.01.2016 г., 14.01.2016 г., 20.01.2016 г., 02.02.2016 г. были опубликованы разъяснения положений документации.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
1. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пункт 3 раздела 4 "Проект контракта" документации содержит подробное описание порядка расчетов между сторонами, в том числе: "Оплата производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, указанный в настоящем контракте. Оплата считается исполненной после списания денежных средств со счета заказчика" (пункт 3.2 указанного раздела).
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не запрещает установление заказчиком в проекте государственного контракта условий о моменте с которого оплата по контракту считается исполненной.
Следовательно, жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в указанной части является необоснованной.
2. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Согласно пункту 4.3.1 раздела 4 "Проект контракта" документации заказчиком установлено следующее требование к исполнителю: в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, представить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в таком же размере.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не запрещает установление заказчиком в проекте государственного контракта требования о замене банковской гарантии в случае прекращения ее действия.
Следовательно, жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в указанной части является необоснованной.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, все возможные значения размеров штрафа (неустойки, пени) не могут быть указаны в проекте контракта на момент формирования документации и могут быть установлены под отлагательным условием в соответствии с Правилами.
Следовательно, жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в указанной части является необоснованной.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложение N 1 "Техническое задание" к документации в подпунктах 25, 26, 31-37 раздела 3 и подпунктах 1, 3 раздела 4 (в редакциях до 29.01.2016 г.) содержало указание на товарные знаки используемого при выполнении работ материала с сопровождением словами "или аналог" вместо слов "или эквивалент", что согласно пояснениям представителя заказчика является технической ошибкой.
При этом заказчиком в приложении N 1 указано, что в случаях, когда данная документация имеет ссылки на конкретные товарные знаки, что вызвано объективной необходимостью, следует читать "или эквивалент".
Таким образом, довод заявителя о том, что в аукционной документации предъявлено требование к торговым маркам без сопровождения словами "или эквивалент", не нашел своего подтверждения.
Следовательно, жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в указанной части является необоснованной.
В связи с изложенным, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки N 2068100000115000040.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 2 февраля 2016 г. N 12
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2016