Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 марта 2016 г. N 44-787/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом интернат ветеранов войны и труда "Красная звезда (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Гарденвуд" (далее - Заявитель), представитель не явился надлежащим образом уведомлен о дате и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 4805-ЭП/16 от 02.03.2016) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию электрооборудования, электрических сетей, сетей отопления, узла учета тепловой энергии (УУТЭ), индивидуального теплового пункта (ИТП), горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и канализации (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.02.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200233516000016. Начальная (максимальная) цена контракта -1 929 768,30 рублей.
В жалобе ООО "Гарденвуд" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию электрооборудования, электрических сетей, сетей отопления, узла учета тепловой энергии (УУТЭ), индивидуального теплового пункта (ИТП), горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и канализации.
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации о закупке установлен перечень оборудования, облуживание которого предусмотрено предметом закупки, в форме: "Тепловычислитель, используемый для выполнения работы по техническому обслуживанию узла учета тепловой энергии (УУТЭ) и индивидуального теплового пункта (ИТП) раздела 1".
Вместе с тем, исходя из положений документации о закупке, не представляется возможным установить, какое именно оборудование находится в распоряжении Заказчика, марка и модель какого оборудования подлежит техническому обслуживанию. Следовательно, участники закупки, формируя предложение о цене контракта, не имеют возможности определить возможные затраты, связанные с обслуживанием вышеуказанного оборудования.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в необъективном описании объекта закупки.
Соответственно данный довод жалобы признан обоснованным.
2. Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ, не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В ходе анализа документации в рамках заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке установлены требования к товару по позиции "Светильник", однако товар "Лампа накаливания" в составе документации о закупке отсутствует.
Таким образом, данный довод жалобы признан необоснованным, иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении аукциона документацией об аукционе предметом контракта является выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных в границах муниципального образования Муниципальный округ Звездное.
При этом, в ряде пунктов Приложения N 3 к части III "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме "Требования к характеристикам товаров (материалов, изделий и конструкций), используемых при оказании услуг по техническому обслуживанию" присутствуют требования к результатам испытаний товара, варьируемые в зависимости от конкретной партии товара, предоставление сведений о котором невозможно на этапе подачи заявок на участие в закупке:
Позиция 70 "Труба тип 1":
Минимальная массовая доля углерода
1.Значение показателя должно находиться в числовом отрезке, нижней границей которого должно быть 0,05 %;
2. Минимальная массовая доля марганца Значение показателя должно находиться в числовом отрезке, нижней границей которого должно быть 0,35 %;
3. Максимальная массовая доля фосфора числовом отрезке, верхней границей которого должно быть 0,030 %;
4. Максимальная массовая доля марганца Значение показателя должно находиться в числовом отрезке, верхней границей которого должно быть 0,65 %;
5. Максимальная массовая доля углерода Значение показателя должно находиться в числовом отрезке, верхней границей которого должно быть 0,14 %;
6. Максимальная массовая доля никеля Значение показателя должно находиться в числовом отрезке, верхней границей которого должно быть 0,30 %;
7. Максимальная массовая доля кремния Значение показателя должно находиться в числовом отрезке, верхней границей которого должно быть 0,37 %;
8. Максимальная массовая доля меди Значение показателя должно находиться в числовом отрезке, верхней границей которого должно быть 0,30 %;
9. Максимальная массовая доля серы Значение показателя должно находиться в числовом отрезке, верхней границей которого должно быть 0,035 %;
10. Максимальная массовая доля хрома Значение показателя должно находиться в числовом отрезке, верхней границей которого должно быть 0,15 %;
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к указанию участниками закупок состав зерен песка, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ремонтно-строительные инновации" частично обоснованной в части доводов о необъективном описании заказчиком объекта закупки по ряду товаров.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 6 ст. 66 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки не выдавать в связи с выдачей его в рамках дела 44-785/16.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 марта 2016 г. N 44-787/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2016