Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 февраля 2016 г. N 44-486/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Елизаветинская больница" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Джодас Экспоим" (далее - Заявитель): представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2687-ЭП/16 от 04.02.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку препарата йопромид для нужд СПб ГБУЗ "Елизаветинская больница" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.01.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200277516000034. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 203 386,10 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Заявитель в жалобе указал на установление требований к конкретным показателям, которые соответствуют одному производителю, а также на установление в документации о закупке требований, ограничивающих количество участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Приложению 2 к Части Ш документации о закупке Заказчиком к товару по позиции 1 установлены следующие требования: "Йопромид: Йопромид не менее 769 мг (эквивалентно 370 мг йода)", "Верхний предел разрешённой температуры хранения 30°С", "Флаконы оснащены этикеткой, нижняя часть которой используется для подвешивания флакона".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель в жалобе указал, что согласно Государственному реестру лекарственны средств МНН "Йопромид" имеют 3 лекарственных препарата: ТН "Ультравист" (Германия), "Йопромид ТР" (Россия), ТН "Йопромид" (Индия).
Согласно сведениям официального сайта государственного реестра предельных отпускных цен предельная цена лекарственного препарата "Йопромид ТР" не зарегистрирована. Следовательно, данный лекарственный препарат не может быть предложен участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно Письму ФАС России от 09.06.2015 N АК/28644/15 наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе: предъявление требований к температурному режиму хранения препаратов; закупка лекарственных препаратов в форме выпуска "картридж" (например, закупка инсулинов в картриджах, совместимых с определенными шприц-ручками), без возможности поставщиков аналогичных инсулинов в картриджах, совместимых с иными шприц-ручками, принять участие в торгах на условиях поставки инсулинов с безвозмездной передачей шприц-ручек, совместимых с предлагаемыми к поставке картриджами".
Инструкциями по применению лекарственных препаратов для медицинского применения "Йопромид ТР" и "Йопромид" установлено следующее: "Раствор для инъектций 370 мг йода/мл, состав на 1 мл препарата: активное (действующее) вещество: йопромид 768,86 мг (при пересчете на йод 370,00 мг)".
Инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения "Ультравист" установлено следующее: "Раствор для инъектций 370 мг йода/мл, состав на 1 мл препарата: активное (действующее) вещество: йопромид 769 мг (при пересчете на йод 370,00 мг)".
Таким образом, Комиссия УФАС пришла к выводу, что Заказчиком, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в документации о закупке установлены требования к характеристикам товара, которым соответствует только один лекарственный препарат с торговым наименованием "Ультравист", что приводит к ограничению количества участников закупки.
Комиссия УФАС также установила, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 08.02.2016 на участие в аукционе подано 4 заявки, одной из которых отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Основание для отклонения - п. 2) ч. 4 ст. 67 44-ФЗ от 05.04.2013: несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 44-ФЗ от 05.04.2013. Йопромид 768,86 мг (эквивалентно 370 мг йода)
Вода для инъекций: до 1 мл". Остальными участниками закупки предложен к поставке товар ТН "Ультравист".
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 11.02.2016 снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0.5%.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) наряду с установленными ч. 1 ст. 17 Закона о конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Заказчиком на заседание Комиссии УФАС также не представлено доказательств соответствия требованиям документации о закупке иного лекарственного препарата, кроме ТН "Ультравист".
Таким образом, жалоба признана обоснованной.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации о закупке необъективного описания объекта закупки, соответствующего одному лекарственному препарату, что привело к ограничению количества участников закупки.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джодас Экспоим" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 февраля 2016 г. N 44-486/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2016