Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 февраля 2016 г. N 44-661/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Петергоф" (далее - Заказчик):
ООО "Правая рука" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 3462/16 от 15.02.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение ремонтно-реставрационных работ и приспособлению на объекте культурного наследия "Дворец Петра III" Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Верхний парк, д.2, лит. А (извещение N 0372100015816000002) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.01.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100015816000002. Начальная (максимальная) цена контракта 90 330 900,00 рублей.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка оценки конкурсных заявок по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Порядок оценки конкурсных заявок установлен Заказчиком в Приложении N 1 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость" к части "Информационная карта конкурса" конкурсной документации.
Согласно данному порядку в качестве нестоимостного критерия оценки конкурсных заявок Заказчиком использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", для который раскрывается в показателе "Качество работ".
Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по данному показателю:
"Количество баллов присваивается от 0 до 100 в зависимости от степени детализации и содержательной проработанности предложения участника о качестве работ (Приложение N 2 к заявке на участие в конкурсе), в котором участник излагает порядок выполнения требуемых работ, их содержание, объемы и виды, дает развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в Техническом задании (часть VI. Конкурсной документации).
Максимальное количество баллов присваивается наиболее детализированному и содержательно проработанному предложению о качестве работ.
Степень детализации и содержательной проработанности предложения определяется комиссией путем сравнения предложений участников закупки.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество работ" (НЦБiQ) определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю.
Баллы по показателю 1. выставляются следующим образом:
Оценка по настоящему показателю будет производиться членами конкурсной комиссии на основании предложений участника закупки, представленных по Форме Приложение 2. к конкурсной документации "ПРЕДЛОЖЕНИЕ О КАЧЕСТВЕ РАБОТ" и содержащих условия исполнения договора.
Оценка по данному показателю производится для каждой заявки отдельно.
Оценка производится путем анализа степени детализации и проработанности предложения по данному показателю.
- 100 баллов при наличии полностью проработанных предложений участника закупки, в полной мере раскрывающее суть порядка выполнения работ, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ и включающее в себя обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, дает развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в Техническом задании Конкурсной документации;
- от 1 до 99 баллов при наличии не в полной мере проработанных предложений участника закупки по порядку выполнения работ, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ и включающее в себя обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, дает развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в Техническом задании Конкурсной документации;
- 0 баллов при отсутствии проработанных предложений участника закупки по: порядку выполнения работ, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ, развернутому, детальному предложению о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в Техническом задании Конкурсной документации".
Согласно письму Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям".
"В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема".
Заказчиком не установлено, каким образом можно выявить лучшие условия исполнения контракта, в части проработанности предложения (полноты предоставления описания выполняемых работ, полноты подробного описания целей работы с учетом специфики объекта, последовательности, порядка и методов выполнения работ, системы контроля качества; при детализации и проработке организационно-технических предложенийии т.д.) участника, а также отсутствует зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия), следовательно, порядок определения лучшего предложения по качеству работ содержащихся в конкурсной заявке сведений отсутствует.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в конкурсной документации отсутствует порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", что не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта по данному критерию, что является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
2. Вторым доводом Заявитель указывает на ненадлежащий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них опыта работы, связанного с предметом договора".
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них опыта работы, связанного с предметом договора" Заказчиком установлен, в том числе, показатель оценки заявок "Объемы успешного выполнения работ по реставрации и приспособлению объектов аналогов за период с 2012 по декабрь 2015 г. включительно с ценой контракта (договора) не менее 15 000 000 рублей".
Для данного показателя установлен следующий порядок оценки:
"За объекты-аналоги принимаются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (регионального и федерального значения 18, 19 веков) расположенных на территории Санкт-Петербурга и его пригородов.
Лучшим условием исполнения контракта (договора) по показателю для заказчика является наибольшее значение показателя (выраженный в штуках).
Лучшим предложением по данному показателю является наибольшее значение представленного в заявке участника объема выполненных работ по реставрации и приспособлению объектов аналогов (выраженный в количестве объектов (шт.) на которых проводились работы с ценой контракта (договора) не менее 15 000 000 рублей).
Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса объема выполнения работ, на объектах аналогах, наличие которого подтверждается в заявке приложением копий ранее заключенных и исполненных участником контрактов (договоров) и копиями оформленных справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 и копиями актов о приёмке выполненных работ по форме N КС-2 (Приложение N 4 к заявке на участие в конкурсе).
В рамках данного показателя предметом оценки служит количество объектов аналогов на которых участником конкурса проводились работы по реставрации и приспособлению объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (регионального и федерального значения 18, 19 веков) расположенных на территории Санкт-Петербурга и его пригородов с ценой контракта (договора) не менее 15 000 000 рублей.
Количество баллов, присуждаемых по показателю НЦБiEx1, определяется по формуле:
НЦБiEx1 = КЗ*100*(Ki/Kmax),
где: КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель,
КЗ = 1;
- предложение участника конкурса, заявка (предложение) которого оценивается (количество объектов шт.);
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса (количество объектов, шт.)".
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование к месторасположению объектов, на которых проводились работы (учитываться при оценке заявок будут контракты с опытом по выполнению аналогичных работ на объектах, расположенных на территории Санкт-Петербурга и его пригородов) - не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы на объектах в иных регионах Российской Федерации. Установление данного требования ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, в данной части порядок оценки конкурсных заявок установлен Заказчиком в нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы также является обоснованным.
3. Доводы об установлении показателя оценки конкурсных заявок "Объемы успешного выполнения работ по реставрации и приспособлению объектов аналогов за период с 2012 по декабрь 2015 г. включительно с ценой контракта (договора) не менее 15 000 000 рублей" признан необоснованным.
4. Четвертым доводом жалобы Заявитель указывает на использование дополнительных требований, применимых для осуществления предквалификационного отбора, в качестве критерия оценки конкурсных заявок.
Согласно ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Установлено, что дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки не идентичны критериям оценки конкурсных заявок, следовательно, данный довод также признан необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Правая рука" обоснованной в части доводов об отсутствии надлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критериям "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них опыта работы, связанного с предметом договора".
2. Признать в действия Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 февраля 2016 г. N 44-661/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2016