Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2016 г. N 44-948/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Корпорация Руан" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5736-ЭП/16 от 15.03.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по оформлению Петроградского района к праздничным мероприятиям в 2016 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 24.02.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200003816000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 032 945,20 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление, по мнению Заявителя, по критерию "Квалификация участника закупки" порядка оценки конкурсных заявок, согласно которому услугами сопоставимого объема и характера являются услуги за период с 01.01.2013 по 31.01.2016 по государственным и муниципальным контрактам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1) Согласно пп. 2.2 раздела 11 Части II документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ (услуг) сопоставимого характера и объема, по объему выполненных работ": "Комиссия оценивает объем выполненных работ (услуг) в рублях без НДС по исполненным государственным и муниципальным контрактам (договорам) на оказание работ (услуг) сопоставимого характера и объема за период с 01.01.2013 по 31.01.2016г. При этом контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Работами (услугами) сопоставимого характера будут являться работы по праздничному оформлению территории города к праздничным мероприятиям за период с 01.01.2013 по 31.01.2016гг. Работами (услугами) сопоставимого объема будут являться работы по праздничному оформлению территории города к праздничным мероприятиям с объемом одного государственного и(или) муниципального контракта/договора 20% и более от начальной максимальной цены контракта".
Таким образом, Заказчиком по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема" оцениваются представленные исполненные контракты для государственных и/или муниципальных нужд.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что исполнение государственных и/или муниципальных контрактов, соответствующих предметам закупки, не свидетельствует о большем профессионализме участника закупки. Осуществление работ в рамках гражданско-правового договора, исполнение которого не направлено на обеспечение государственных или муниципальных нужд не является основанием для создания неравных условий для участников закупки. Опыт исполнения государственных или муниципальных контрактов является юридически равнозначным опыту исполнения иных гражданско-правовых договоров.
Согласно пп. б) п. 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Законодательством о контрактной системе не предусмотрено установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки" показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема" исключительно в рамках государственного или муниципального заказа на основании положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
При этом Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление порядка оценки конкурсных заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема" в части установления срока оказания услуг сопоставимого характера и объема за последние 3 года является разумным. На заседание Комиссии УФАС не представлено доказательств того, что установление порядка оценки в части срока оказания услуг сопоставимого характера и объема за последние 3 года привело или может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Следовательно, жалоба признана частично обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корпорация Руан" частично обоснованной в части довода об установлении порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2016 г. N 44-948/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2016