Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2016 г. N 44-951/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФКУ ДПО "Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Заказчик):
ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - Заявитель): представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5715-ЭП/16 от 15.03.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений административно-учебного корпуса Литера "А" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.02.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100030316000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 084 860,06 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Согласно разделу III Перечня работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) установлены в разделе 33.
В соответствии с п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Комиссия УФАС установила, что документация о закупке (в том числе Приложение N 1 к Техническому заданию "Локальная смета") не содержит работы по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов строительства, затрагивающие конструктивные элементы здания. Следовательно, объектом закупки является проведение текущего ремонта.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований, ограничивающих количество участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Например, согласно п. 22 "Портландцемент" Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком в документации о закупке установлены, в том числе следующие требования: "Марка по прочности при сжатии в возрасте 28 суток не более 550. Массовая доля оксида магния в клинкере (Данный показатель введен для предупреждения разрушения цементного камня от действия свободной окиси магния) менее 3 %. Содержание активной минеральной добавки не более 20 % по массе. Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток не менее 5,4 МПа. Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток не менее 39,2 МПа. Массовая доля ангидрида серной кислоты (Данный показатель введен в связи с тем, что указанная добавка влияет на сроки схватывания цемента) не более 4 % по массе", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 10178-85.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств установления в документации о закупке нестандартных показателей по п. 22. Кроме того, документация о закупке содержит обоснование необходимости использования таких показателей в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на использование в документации о закупке нестандартных показателей.
Согласно п. 4 Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Гвоздь строительный тип 1. Тип головки коническая или плоская. Диметр стержня более 1,6 мм".
Согласно п. 1 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
Согласно таблице 1 ГОСТ 4028-63 диаметр стержня гвоздей с плоской головкой должен составлять от 08 до 1,6 мм.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены противоречивые требования, так как значение показателя диаметра стержня не соответствует требованию к типу головки гвоздя.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 115 Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Раствор строительный тип 1. Марка по подвижности Пк1 или Пк2. Водоудерживающая способность растворной смеси не более 91 %. Расслаиваемость свежеприготовленной смеси менее 7%. Норма подвижности по погружению конуса менее 6 см".
Согласно Таблице 1 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" норма подвижности по погружению конуса, см, св. 4 до 8 для марки по подвижности Пк2.
Согласно п. 4.4 ГОСТ 28013-98 водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%.
Согласно п. 4.5 ГОСТ 28013-98 расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%.
Согласно п. 6 "Плитка керамическая" Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Толщина плитки не менее 8 мм. Минимальный предел прочности при изгибе не менее 25 МПа", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 6787-2001.
Согласно Таблице 3 ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" значение показателя предела прочности не менее 25 МПа установлено для плитки размером св. 9 мм.
Таким образом, в документации о закупке Заказчиком установлены нестандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей. В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 33, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" частично обоснованной в части довода об установлении нестандартных показателей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2016 г. N 44-951/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2016