Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 марта 2016 г. N 2-57-1724/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России: Ю.В. Копытовой, Ф.В. Ткачика, Д.К. Хубуа,
ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС": А.А. Вальсамакина,
рассмотрев жалобу ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплекс услуг по исполнению функций технического заказчика-генподрядчика на период реконструкции и выполнения подрядных работ " под ключ" в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы на объекте ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России (Закупка N 0373100031916000001) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/7892 от 02.03.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
1. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе.
В разделе 13 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" аукционной документации установлено: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копия действующей лицензии Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с допуском по следующим видам работ:
- Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок;
- Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки;
- Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора;
- Ремонт, реставрация и воссоздание кровель;
- Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций;
- Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей;
- Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем;
- Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов;
- Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций;
- Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов;
- Ремонт и воссоздание керамического декора".
Согласно доводам Заявителя, вышеуказанное требование неправомерно, поскольку вид работ "Ремонт и воссоздание керамического декора" отсутствует в перечне работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 349 от 19 апреля 2012 г. "Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом Заявителя, а также пояснил, что вышеуказанное требование в части предоставления в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии действующей лицензии Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с допуском "Ремонт и воссоздание керамического декора" установлено в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено неправомерное требование о наличии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии действующей лицензии Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с допуском "Ремонт и воссоздание керамического декора", что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. В жалобе Заявитель указывает, что аукционная документация содержит противоречивый срок оплаты работ, что вводит в заблуждение участников закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В п. 2.16 "Срок и порядок оплаты работы" раздела 2 "Общие положения" аукционной документации, а также в п. 3.5 проекта государственного контракта содержится следующее: "Оплата осуществляется ежемесячно. Заказчик осуществляет платежи Исполнителю в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания Заказчиком отчетов по форме КС-2 и КС-3".
Вместе с тем, в п. 1.13 "Порядок оплаты" Технического задания установлено: "Оплата осуществляется поэтапно (этапом считать календарный месяц) в течение 15 дней после подписания Застройщиком Акта выполненных работ по исполнению функций Технического заказчика-Генподрядчика, счета (счета-фактуры), и предоставления копий документов, подтверждающих объемы выполненных работ по строительству Объекта и выполнению иных работ (услуг), связанных с исполнением функций Технического заказчика-Генподрядчика, а именно: муниципальных контрактов, договоров на выполнение подрядных и иных работ и услуг; справок о стоимости выполненных работ и затратах (N КС-3); актов выполненных работ (N КС-2); счетов, счетов-фактур, актов сдачи-приемки, накладных; иных документов, обосновывающих произведенные затраты".
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ч. 13 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлен противоречивый срок оплаты работ вышеуказанным образом.
3. В своей жалобе Заявитель указывает на неустановление Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на комплекс услуг по исполнению функций технического заказчика-генподрядчика на период реконструкции и выполнения подрядных работ " под ключ" в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы на объекте ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России, при этом, Заказчиком, в нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
4. Доводом жалобы Заявителя является также то, что Заказчиком в аукционной документации установлен противоречивый размер обеспечения исполнения контракта.
В силу п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со настоящего Федерального закона.
П. 2.24 "Размер обеспечения исполнения контракта" раздела 2 "Общие положения" аукционной документации предусмотрено: "Исполнение обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту - 10 % от начальной (максимальной) цены контракта: 50 612 033,60 (пятьдесят миллионов шестьсот двенадцать тысяч тридцать три) рублей, 60 копеек.". При этом, в п. 10.2 проекта государственного контракта установлено: "Генподрядчик предоставляет Заказчику обеспечение надлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных п. 6.1. настоящего Контракта в размере 30 % (Тридцать процентов) от начальной (максимальной) цены Контракта. Срок действия банковской гарантии должен составлять срок действия Контракта (п. 13.1. Контракта) плюс 1 месяц".
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации наряду с выполнением работ по объекту культурного наследия неправомерно включены в один лот работы по объекту, не являющемуся объектом культурного наследия, формирование объекта закупки путем объединения лицензируемых и нелицензируемых работ в один лот ведет к ограничению количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 1.4 "Сведения об объекте" Технического задания установлено: "Здание (строение) N1 Административный корпус, представляет собой трехэтажное кирпичное здание (включая цокольный этаж) с чердаком и является выявленным объектом культурного наследия "Александровская больница" 1887 года постройки, архитектор А.С. Каминский. Здание (строение) N 4 Лабораторный корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание постройки 1906 года, с проектируемым мансардным этажом. Объектом культурного наследия не является".
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что выполнение работ на вышеуказанных объектах проводится в рамках единого проекта и технически неразрывно, а также пояснил, что в аукционной документации установлено требование о наличии у участника действующей лицензии Министерства культуры РФ на осуществление деятельности, как ремонт, реставрация для выполнения работ на объекте "здание (строение) N1 Административный корпус, представляет собой трехэтажное кирпичное здание (включая цокольный этаж) с чердаком и является выявленным объектом культурного наследия "Александровская больница" 1887 года постройки, архитектор А.С. Каминский", при этом, работы по реконструкции и ремонту такого объекта также являются строительными работами, то есть техническим заданием предусмотрено выполнение строительных работ как на объекте "Здание (строение) N1", так и на объекте "Здание (строение) N4".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие неправомерность объединения в один лот строительных работ на объектах "Здание (строение) N1", "Здание (строение) N4", а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" на действия ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к содержанию заявки на участие в электронном аукционе, противоречивого срока оплаты работы, размера обеспечения исполнения контракта, а также в части неустановления запрета на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст. 34, п. 8 ст. 42 п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Строительно-Энергетическая Компания" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-1521/77-16 от 29.02.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Член Комиссии С.И. Казарин
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 марта 2016 г. N 2-57-1724/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2016