Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 марта 2016 г. N 2-57-1845/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя Комиссии - Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ФКУ "ГУ "ВО Минфина России": В.А. Ермакова, В.Н. Лучина, Е.С. Унишковой,
АО "Франт": А.Л. Короткова,
рассмотрев жалобу АО "Франт" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку форменной одежды (Закупка N 0373100077416000001) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/8284 от 04.03.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены неисполнимые сроки поставки продукции, а также неисполнимые сроки поставки образцов продукции, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта содержит следующие положения: "2.4. Продукция должна быть изготовлена и поставлена силами и средствами Поставщика Грузополучателям Государственного заказчика в течение 20 (двадцати) дней с даты утверждения образцов Государственным заказчиком. По факту изготовления Продукции и готовности ее к отправке Грузополучателям Поставщик извещает об этом Государственного заказчика", "2.2. До начала поставки Продукции, Поставщик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения настоящего Государственного контракта представить образцы Продукции и образцы упаковки для утверждения Государственным заказчиком. Продукция для утверждения в качестве образцов представляется в соответствии с Техническими условиями (приложение N 2). Государственный заказчик в течение 10 (десяти) дней утверждает Продукцию актом об утверждении образцов Продукции или направляет Поставщику мотивированный акт об отказе утверждения образцов Продукции. В последнем случае Поставщик обязан в течение 3 (трех) дней представить новые образцы Продукции и упаковки для утверждения Государственным заказчиком в порядке, установленным настоящим пунктом. Утвержденные Государственным заказчиком образцы Продукции остаются у Государственного заказчика как образцы-эталоны".
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 11 заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников, а также о возможности поставки продукции в установленные аукционной документацией сроки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. П. 2.6. проекта государственного контракта аукционной документации установлено: "Продукция считается переданной Поставщиком и принятой Грузополучателем Государственного заказчика: по количеству - согласно количеству грузовых мест, указанных в товаросопроводительных документах, либо иных документах, достоверно отражающих количество поставленной Продукции, в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при СМ СССР от 15.06.1965. N П-6; по качеству - согласно утвержденным образцам-эталонам, в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при СМ СССР от 25.04.1966. N П-7, при этом Государственным заказчиком осуществляется выборочная проверка качества поставленной Продукции: в случае, если будет обнаружено несоответствие Продукции требованиям пункта 1.2. настоящего Контракта в любом, хотя бы одном случае поставки Продукции отдельному Грузополучателю, забраковывается вся партия Продукции полностью - по всем Грузополучателям, и дополнительная проверка Продукции в этой партии не производится. В указанном случае вся забракованная партия Продукции удерживается Грузополучателями Государственного заказчика до момента поставки новой партии Продукции. Новая партия Продукции должна быть поставлена Поставщиком в соответствии с требованиями п. 2.10 настоящего Контракта. Новая партия Продукции принимается Государственным заказчиком в соответствии с пунктом 2.6. настоящего Контракта. Забракованная партия Продукции может быть получена Поставщиком только после подписания итогового акта приема-передачи Продукции. В случае, если поставка новой партии Продукции выйдет за пределы сроков, установленных пунктом 2.4. настоящего Контракта, Государственный заказчик обязан применить к Поставщику санкции, установленные разделом 4 настоящего Контракта".
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе установлено вышеуказанное положение государственного контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что п. 2.6 проекта государственного контракта установлен в соответствии с ст. 474 Гражданского кодекса Российской Федерации (Проверка качества товара) и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие неправомерность установления положения п. 2.6 проекта государственного контракта, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. На основании ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В п. 3.3 проекта государственного контракта предусмотрено: "Форма оплаты Продукции безналичная. Оплата производится Государственным заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в настоящем Государственном контракте, по факту полной поставки Продукции по всем Грузополучателям Государственного заказчика в течение 180 (ста восьмидесяти) календарных дней после представления Поставщиком следующих документов: - товарных накладных; - счет - фактуры; - итогового акта приема - передачи Продукции, подписанного обеими сторонами Контракта; - счета Поставщика. Все представленные для оплаты документы должны быть скреплены печатью Поставщика, подписаны уполномоченными лицами Поставщика, полномочия которых подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с приложением соответствующих документов. В случае, если Поставщиком не предъявлены указанные в настоящем пункте документы, Государственный заказчик имеет право отказаться от оплаты настоящего Государственного контракта.".
Согласно доводам Заявителя, вышеуказанное требование установлено в нарушение Закона о контрактной системе и является дискриминационным, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что фактическое исполнение бюджета, в том числе перечисление на счета Заказчика денежных средств в полном объеме в конкретные сроки, зависит не от Заказчика, а от наличия средств в федеральном бюджете. Кроме того, вышеуказанный срок оплаты снижает риск дополнительных расходов бюджета в случае несвоевременного финансирования.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие неправомерность установления вышеуказанных сроков оплаты товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Доводом жалобы Заявителя является также то, что Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к поставляемым товарам.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в разделе II "Техническое задание" аукционной документации установлено: "Кокарда металлическая золотистого или серебристого цветов, изготовлена методом штамповки, материал томпак", "Пуговицы на ножке металлические, изготовленные методом литья с изображением двуглавого орла, материал: медь, с покрытием или без покрытия , цвет: серебристый или золотистый".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к материалу томпак, ограничивающее участников закупки в выборе цвета кокарды, поскольку томпак представляет собой сплав меди и цинка золотистого цвета, а также требование к пуговицам, изготовленным методом литья материала медь неправомерно, поскольку в настоящее время в России, Белоруссии, Казахстане металлические пуговицы производятся методом штампования из алюминия с последующим покрытием.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие неправомерность установления вышеуказанных требований к товарам, а также свидетельствующие об отсутствии возможности корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации к кокарде, пуговицам на ножке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к размерам образцов продукции.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в техническом задании аукционной документации установлено: "Задание на изготовление образов-эталонов. В соответствии с пунктом 2.2. проекта контракта Поставщик в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения Контракта представляет Заказчику образцы-эталоны Продукции и упаковки. При этом в обязательном порядке должны быть предоставлены на утверждение следующие образцы-эталоны: 1) Куртки, брюки необходимо предоставить по 1 шт. 1,3,5 полнотных групп, размеры с 88 по 128 каждого роста (с 164 по 200) в соответствии с потребностью Заказчика конкретно в этих размерах. 2) Куртки утепленные необходимо предоставить по 1 шт. 1,3,5 полнотных групп, размеры с 88 по 128 каждого роста (с 164 по 200). Рубашки необходимо предоставить по 1 шт. 1,3,5 полнотных групп , размеры с 88 по 128 каждого роста (с 164 по 200)". При этом, в аукционной документации установлено требование о соответствии поставляемых товаров требованиям ГОСТ 31399-2009 "Классификация типовых фигур мужчин по ростам, размерам и полнотным группам для проектирования одежды".
По мнению Заявителя, вышеуказанные размеры не представлены в ГОСТ 31399-2009.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены требования к размерам образцов продукции, требуемых к поставке, и соответствии их требованиям ГОСТ 31399-2009, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "Франт" на действия ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" обоснованной в части установления неправомерных требований к размерам образцов продукции, требуемых к поставке, и соответствии их требованиям ГОСТ 31399-2009.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии М.В. Ермакова
Член Комиссии С.И. Казарин
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 марта 2016 г. N 2-57-1845/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016